Как в старину ухаживали за собой красавицы Великой степи
Статус на голове
Быть привлекательной как можно дольше – это нормальное желание для каждой из нас. Сегодня этой цели служит большая индустрия красоты, предлагая самые современные методы и процедуры. Особой популярностью в последние годы пользуется уходовая косметика с пометкой «органическая», то есть с минимальным добавлением синтетических средств.
Усталость от откровенно искусственной продукции привела к тому, что мы ищем нынче средства «без парабенов, без силикона», готовы переплачивать за знак «без искусственных красителей», гоняясь за натуральным.
Хотя для того, чтобы обрести уход категории «натюрель» и узнать рецепты красоты наших прабабушек, достаточно обратиться к истории. Как они ухаживали за собой в кочевых условиях? Как сохраняли молодость и сияние кожи, густоту волос?
Особое отношение у казашек было к волосам. В волосах заключена магическая сила, верили в народе. Также волосы считались идеальным накопителем энергии, поэтому ходить с непокрытой головой было не принято.
Девочки носили такия, который украшали перьями филина, это защищало от сглаза. Невеста надевала главный головной убор в своей жизни – саукеле. К слову, интересна этимология происхождения самого слова. Как правило, саукеле имели высокий конус, украшались драгоценными камнями, вышивкой. И первым делом в караване, везущем невесту в аул мужа, был заметен саукеле, говорящий о том, что процессия свадебная.
Расстояние между аулами было немалым, железных дорог и самолетов не было, поэтому путь занимал недели и даже месяцы. Отправляясь к сватам, конечно, делали примерный расчет дней и планируемый день тоя по возвращении. Долгая дорога не всегда завершафлась благополучно: не исключалось нападение разбойников – каракшы, караван мог сбиться с пути, невесту могла настигнуть какая-либо хворь, поэтому в ауле послов новой жизни ждали с нетерпением и тревогой.
И отправляли навстречу путникам подростков, а они, залезая на сопки и скалы, всматривались в горизонт: не едет ли келін? Увидев издалека конную делегацию, над которой возвышался саукеле, гонцы скакали в аул, радостно выкрикивая: «Сау келе жатыр!» – «Едет в здравии». Это означало, что свадьбе и веселью быть!
Замужние женщины носили жаулык, то есть платки или кимешек, кундик, шаль, желек. Причем каждый головной убор надевался строго в соответствии с возрастом и статусом женщины.
Алексей Левшин, которого называют первым географом Казахстана, писал: «Руки украшают кольцами, перстнями, браслетами, уши – серьгами, грудь – серебряными бляхами и разного вида нагрудниками или другими каменьями. Пояса носят шелковые или шерстяные».
А русский этнограф Илья Казанцев отмечал: «Женщины (катын) заплетают волосы в две косы, которые висят по плечам, иногда обшитые или обернутые белым холстом, а девицы (кыз) носят от 10 до 20 кос; женщины замужние носят головной убор особой формы, конусообразный, вышиною в пол-аршина, называемый каля баш. Убор этот накрывается белым полотном или холстом, концы которого видят сзади, спереди же на лбу вышивается шелком или унизывается корольками, мирьяном, змеевиками и бусами».
Украшали волосы шолпы или шашбау, которые звенели при ходьбе, напоминая всем окружающим, что идет девушка. А сколько сердец было разбито одним лишь звоном шолпы! Вспомните, как пленила Абая Тогжан переливом своих украшений.
«А она все еще была недалече – в тишине ночи ее уносили перезвоны серебряных шолпы. Эти чудесные звуки, то заливаясь громче, то стихая, все дальше удалялись в ночь. И тогда Абай услышал гулкие удары своего сердца, словно в груди у него скакал неистовый конь – и грохот сердца заглушил последние нежные звоны шолпы. Как они были ему теперь дороги! Как он их любил!» («Путь Абая», М. Ауэзов).
С самого рождения и до старости женщины покрывали свои волосы, порой символически, как, например, в случае с такия, который прикрывал макушку, но не прятал лица и шеи девушки. Непокрытые волосы допускались только в случае горя. Так, например, овдовевшая женщина распускала свои косы и причитала без платка.
Стоит отметить, что традиция не ходить с непокрытой головой существовала у многих народов, в том числе у русского. Отсюда и берет начало выражение «опростоволоситься». То есть опозориться, испытать конфуз.
Енлик Тореходжаева, фермер из Алматинской области, любит лошадей и знает почти все об этих животных.
– Наши бабушки ухаживали за волосами тщательно. Для сохранения густоты мыли кумысом, айраном. Такой способ действительно работает. Правда, запах довольно стойкий, держится долго, но увлажняет и питает волосы отлично,– говорит Енлик.
И я с ней соглашаюсь. Одно из ярких воспоминаний моего детства – это сеансы обертываний из кумыса и айрана, которые устраивали для нас, девочек, прабабушка Самия и бабушка Шария. Молочнокислая продукция и сейчас используется в косметике, предназначенной для ухода за волосами.
Мыло варили прабабушки чаще сами, из золы и животного жира. Не спеша и старательно расчесывали волосы, используя костяной гребешок или расческу из натурального дерева, которые также пользуются высоким спросом и сейчас. И трихологи, и парикмахеры тоже советуют расчесывать волосы не торопясь и использовать гребешки из натуральных материалов.
Сияние изнутри
Как при отсутствии доступного нам сегодня профессионального ухода у косметолога в старину удавалось сохранять чистоту кожи, ровный рельеф и оттянуть эпоху морщин?
Секрет прост. Во-первых, все было натуральным, включая еду, воздух, – экологически чистым. Во-вторых, соблюдался режим дня в соответствии с биологическими часами, заложенными в человеке. Допоздна не засиживались, ложились спать с наступлением темноты, вставали спозаранку. Сегодня о пользе ранних пробуждений говорят многие, существуют даже специальные курсы, где учат просыпаться на рассвете и быть сразу бодрыми. В-третьих, женщины использовали подручные средства: лицо увлажняли сметаной вместо крема, умывались молоком, прохладной водой. Устраивали специальные помывочные дни, когда в отдельной юрте в корыто наливали теплую воду, добавляя туда отвары трав, таких как адраспан (гармала), ромашка, стеблей тюльпана и других растений. Отвар адраспана, к слову, служит отличным средством для заживления мелких трещин, болячек, язвочек. Мочалкой служила специальная трава люффа.
К слову, в студенческие годы с нами жила девушка, которая привозила такие мочалки из дома и пользовалась только ими. Их готовила ей бабушка, нехитро перевязывая пучок в трех местах и приделывая ручки. Люффа отлично справляется с основной функцией, а также имеет эффект пилинга.
И конечно, немалую роль играл внутренний настрой женщины, который также зависит от того, какая атмосфера царит вокруг нее.
Казахи всегда жили в гармонии с окружающим миром, с природой, не допуская предосудительного вредительства, веря, что за это может настичь кара небесная.
Наши прабабушки умели жить, принимая свою судьбу, не метались в поисках смысла жизни, осознанно и без надрыва посвящая себя детям и семье. Время все изменило, нынче другие ценности и требования, правила.
Мы стремимся обрести спокойствие, но бежим в погоне за мечтой, ищем красоту в кабинетах косметологов, но не заботимся о внутреннем наполнении. Может, поэтому сияние декоративных красок и свет, идущий изнутри, дают разные оттенки лоска?
Румянец без глянца
Использовали казахские женщины и декоративную косметику, белили лица, румянили щеки. Но все же больше ценился натуральный румянец, который бывает от долгого пребывания на свежем воздухе, здорового образа жизни.
Обратите внимание, как Абай был поражен внешним видом девушек из рода Бошан.
«Вскоре в юрте жениха появился чай. Но общий разговор никак не мог наладиться. Жумагул и Ербол, обычно вызывающие дружный хохот своими шутками, здесь тоже чувствовали себя стесненными, держались натянуто и со скромной учтивостью переговаривались с девушками, сидевшими возле них. Среди этих девушек внимание Абая остановили на себе три, сидевшие поодаль и одетые очень нарядно. Он был поражен их видом: лица девушек были неестественно белы, а щеки горели багровыми маками. Абай не знал обычая этой местности: совершеннолетние девушки рода Бошан густо белили лицо и румянили щеки» («Путь Абая», М. Ауэзов).
Қазақ қыздары были искусными наездницами, иные умели и объездить строптивого стригуна, особенно те, которые росли, заменяя родителям сына. Иппотерапия каждый день заменяла им психотерапию, фитнес-залы, дарила здоровье и естественную красоту.
Исследователь Казахстана краевед Иван Григорьевич Андреев, описывая женскую одежду казахов, отмечал: «Казахские женщины платье носят длинное, куртки, имея до подолу пуговицы, суконное, бархатное, парчовое, и разных европейских шелковых материев, по достаткам. Сапоги – из разных кож: красных и черных с острыми пятами или каблуками, так что ходить в них весьма трудно, у коих подошвы набивные маленькими гвоздками. Носят также и штаны, ибо они ездят всегда верхом на верблюдах и лошадях, и быках; и великие бывают из них наездницы».
В казахской литературе немало примеров девушек, своим умением не уступающих джигитам, приведем лишь отрывок из романа Габита Мусрепова «Улпан ее имя».
«К ним от леса направлялись трое. Один – впереди, его конь шел иноходью. Джигит, подъехав почти вплотную, сдержал коня и, ничуть не смущаясь, воскликнул:
– Ассалаумаликем, почтенные! Нас послали передать вам просьбу трех аулов рода курлеутов-переселенцев… Пастбища в Каршыгалы мы все лето и осень не трогали, надеясь зимой найти здесь спасение. Наши аулы не могут силой отстоять Каршыгалы… Нас послали в надежде, что просьба обездоленных будет благосклонно выслушана сильными, но честными.
...– Ты уверен? Она действительно дочь Артыкбай-батыра?
– Ойбай, ага-султан! Другой такой девушки здесь не встретишь… Это она, Улпан. И конь ее… Вон, Кенжетай держит вороного иноходца. Посмотри сам – у бабок на задних ногах одинаковые белые кольца, а на лбу – звездочка. Когда такой конь идет иноходью – и капли воды не прольется из пиалы, поставленной на его круп.
Сейчас каждый из них в отдельности недоумевал – как он не распознал сразу в юном джигите девушки… Впрочем, ведь и день был пасмурный, и дело шло к вечеру, и по-прежнему опускались сверху крупные хлопья…»
Джигитом, приехавшим к Есенею с друзьями, оказалась Улпан, дочь Артыкбая. Но разглядеть в наезднике девушку Есенею и его спутникам удалось не сразу, что говорит о том, насколько уверенно держалась в седле и в разговоре с ними девушка.
Стремление выглядеть красиво, украшать себя, наверное, родилось вместе с женщиной при сотворении мира. Каждая эпоха, несомненно, вносит свои коррективы, а потому и методы, и средства ухода отличаются, как и одежда, украшения, что очень влияет на внешний вид представительниц прекрасной половины человечества.
Неизменным остается лишь одно – в любые, даже самые смутные времена, женщина не изменяет своей сути и старается сохранить красоту, любит украшения, наряды, желая быть привлекательной в любом возрасте.
Зарина Москау, «Казахстанская правда»