Изделия редчайшей красоты
На днях в Центральном государственном музее РК (далее ЦГМ РК) южной столицы прошел фестиваль исконной казахской культуры и национального искусства «Краски Наурыза». Данный форум - традиционное мероприятие музея, оно является символом общности культурных традиций народа Казахстана.
Сегодня в фондах ЦГМ РК насчитывается более 14 тысяч ювелирных изделий редкостной красоты конца XVIII – нач. XX вв. Ежегодно реставраторами музея проводится постоянная работа по предотвращению разрушения музейных предметов и созданию оптимальных условий продолжительного сохранения экспонатов, включая ювелирные изделия.
В рамках фестиваля на основе отреставрированных ювелирных изделий из фондовой коллекции музея состоялась выставка «Көненің көзі», которая не только продемонстрировала многообразие и красоту традиционных казахских украшений, но и показала результаты сложной кропотливой работы реставраторов. Мастера-ювелиры вносят свой вклад в сохранение культурного наследия и «возрождение» музейных ценностей.
Художники-реставраторы выполняют комплекс работ по восстановлению экспонатов, используя различные материалы, разные приемы и методы реставрации артефактов различного характера. За последнее время ими отреставрировано более 700 различных артефактов.
В экспозиции выставки «Көненің көзі» впервые представлена уникальная коллекция традиционных казахских ювелирных украшений — более 100 отреставрированных женских ювелирных изделий из музейного фонда: серьги, браслеты, кольца и перстни, накосные и нагрудные украшения, декоративные застежки для одежды. Особое место на выставке заняли ювелирные наборы легендарных женщин XX века Куляш Байсеитовой, Шары Жиенкуловой, Жамал Омаровой. Материалы экспозиции раскрыли различные стороны и «секреты» многолетней работы мастеров-реставраторов Центрального музея.
Мы связались с руководителем отдела реставрации музея Шолпан Турсынбаевой.
- Все решения о восстановлении тех или иных экспонатов принимаются на соответствующем совете. В нашем отделе трудятся не только ювелиры, мы реставрируем одежду, ковры и коврово-войлочные изделия, восстанавливаем древнюю графику, керамику. Точное время, которое уходит на восстановление одной вещи, указать сложно. Порой кажется, что объем работы невелик, а уже в процессе раскрываются детали, требующие тщательного изучения. Или же, наоборот, с первого взгляда трудоемкая работа может пойти неожиданно быстро. По плану на восстановление одного экспоната уходит порядка полутора месяцев. Однако бывают и исключения. Так, одно из платьев Куляш Байсеитовой мы реставрировали около полугода. В отделе трудятся как молодые, так и люди со стажем, за плечами которых по 30 лет опыта реставрации. Наши ребята проходят стажировку, в том числе и за рубежом – в Стамбуле, Москве, Санкт-Петербурге. Подобные поездки, обмен опытом нам нужны, как воздух! Реставратор не имеет права на какую-то «отсебятину», мы обязаны четко фиксировать каждый мельчайший этап весьма непростой, но очень нужной работы, - отметила Шолпан Сейдалиевна.
Также на выставке впервые были представлены золотые украшения из могильника Культобе, расположенного в Южном Казахстане. Вернисаж сопровождался культурной программой, где выступили артисты этно-, рок-, и фольклорных ансамблей.
Мурат ТУГАНБАЕВ, Алматы