Таинства рождения домбры
В рамках реализации программы Президента «Рухани жаңғыру» особое внимание уделяется развитию казахского национального прикладного искусства, возрождению народных традиций. Свое непосредственное участие в этом принимает и преподаватель Каскеленского колледжа культуры Арнур Аскарулы.
Еще в 1995 году он поступил учиться на факультет прикладного искусства этого же колледжа. Спустя три года успешно окончил его и продолжил учебу в Казахском Национальном педагогическом университете имени Абая, на факультете прикладного искусства, после чего уже дипломированным специалистом вернулся в ставший родным колледж культуры в качестве преподавателя. Трудится здесь Арнур вот уже 16 лет. Причем, не только преподает, но еще и собственными руками изготавливает из дерева различные музыкальные инструменты, в том числе домбру.
– Хотя на нашем отделении не принято разделяться на юношей и девушек, поскольку требования ко всем одинаковые, все же парни как-то быстрее осваивают нюансы деревообрабатывающего процесса, – признается мастер. – Радует и их стремление научиться собственноручно изготавливать народные инструменты, в чем мы, преподаватели, стараемся им всячески помочь.
Пожалуй, нет такого казаха, который не любил бы домбру. Звуки этого простого, незамысловатого инструмента проникают в души людей, касаются их сердец. Даже если ничего не петь и не говорить, домбра сама донесет до каждого то, что хотел сказать автор-исполнитель. Взять хотя бы народные кюи. В них нет слов, но, слушая их, люди плачут и ликуют, устремляются в дальние дали... Двумя струнами можно изобразить шум морского прибоя и топот копыт, веселье и радость, горе и боль.... Умудряются исполнять на домбре и довольно сложные классические произведения. Вот такой поистине уникальный инструмент!
Но для того, чтобы она действительно звучала, важна уже личность самого изготовителя, поскольку как поэт пишет стихи сердцем, так и мастер должен вложить всю душу в свою домбру. При этом важно знать и ее устройство. Это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле есть немало тонкостей.
– Если изначально в домбре было пять-семь перне-ладов, – поясняет Арнур, – то со временем их количество возросло до девяти-девятнадцати. Уже здесь имеет большое значение замысел самого изготовителя. В настоящее время порядка 90% используемых музыкантами инструментов имеют девятнадцать перне-ладов. Интересно и то, что в разных местностях изготавливается домбра разной формы. Если на юге и западе она более округленная, то на севере, востоке, а также в Центральном Казахстане ее углы более заостренные. Немаловажно и то, что при изготовлении этого инструмента, имеющего более чем шеститысячелетнюю историю, до сих пор нет единого стандарта. Ну, а для того, чтобы он был разработан, нужно провести серьезную исследовательскую работу. Большой вклад в это вносит известный ученый-исследователь, искусствовед, домбрист и дирижер Жумагельды Нажимеденов, еще более двадцати лет назад запатентовавший методику цифрового обучения игры на домбре. Возможно, его исследования помогут внести добрые изменения в эту сферу.
Отрадно, что у такого молодого мастера появились уже и свои ученики. Трое из них – Бекет Ергалиулы, Дидар Сарсенбек и Меиржан Айдар – смогли продемонстрировать нам весь процесс изготовления домбры, который, судя по всему, они довольно неплохо усвоили. Значит, дело мастера найдет свое продолжение.
В процессе посещения мастерской удалось узнать, что для изготовления домбры можно использовать древесину березы, карагача, сосны, ели, кедра, пихты и других деревьев. Начинается же все с того, что мастер делает деревянную заготовку корпуса и укладывает ее в специальную горячую металлическую форму. Затем готовят длинный гриф, на шейке которого впоследствии крепятся перне-лады, и приклеивают его к основному корпусу. Уже готовую домбру шлифуют, украшают всевозможными орнаментами и лакируют. На шейке грифа устанавливают перне-лады, натягиваются струны. Спустя три дня она полностью высыхает. И вот самый важный миг всего этого непростого, но очень интересного процесса – рождение первых звуков новой домбры.
Интересно то, что Арнур Аскарулы является не только изготовителем народных инструментов, но и реставратором-настройщиком. Самые разные люди обращаются к нему с просьбой отремонтировать или же отреставрировать народные музыкальные инструменты. А научили его всему этому уже его наставники – Нурлан Атамкулов и Жолаушы Турдыгулов, которых всегда вспоминает он с особой теплотой и благодарностью. Вот так и передается от одного поколения к другому искусство изготовления домбры – неизменной спутницы казахов, самой настоящей целительницы душ.
Танзиля МУХТАРОВА, Карасайский район.