Работа по спасению жизни
Мы часто ругаем «скорую помощь»: долго ехала, не то и не так сделала... А между тем это очень трудная и да, не удивляйтесь, опасная работа.
Как же на самом деле работает «неотложка»? И кто они, эти люди, от реакции которых зависят наши здоровье и даже жизнь? В дороге они встречают восход и провожают закат. В морозы, в праздники или поздней ночью они всегда спешат туда, где требуется их помощь.
Сегодня станция скорой и неотложной медицинской помощи Алматинской области, а это врачи, фельдшеры, диспетчеры, водители, ежедневно помогающие людям справиться с приступами боли, спасающие их жизни, оснащена сложной современной медицинской техникой. В регионе (с населением полтора миллиона человек) действуют одна станция скорой медицинской и неотложной помощи, 11 подстанций и 51 дислокация. Радиус обслуживания бригад «скорой помощи» с учетом расстояния и расположения населенных пунктов – от 9 до 300 километров.
Вместе с тем жизнь и здоровье пациентов зависят не только от профессионализма сотрудников, но, в немаловажной степени, и от состояния спецтехники. Здесь стоит отметить, что автопарк «скорой» в Алматинской области обновлен и оснащен медицинским оборудованием с навигацией, обеспечен санитарным автотранспортом на 100%. То есть, автомобили имеют полный комплект современных медицинских аппаратов для проведения реанимации, оказания экстренной и неотложной медицинской помощи.
На сегодняшний день на балансе областной станции, которая объединяет все районные отделения, а также отделение санитарной авиации, имеется 150 единиц лизингового санитарного автотранспорта. Экстренную медицинскую помощь населению оказывают 143 бригады СМП, из них 20 - врачебные бригады.
Что касается автотранспорта районных поликлиник, то его треть требует замены. В настоящее время сформирована и внесена бюджетная заявка на приобретение 89 единиц санитарного автотранспорта на сумму 2,3 млн тенге. К слову сказать, санитарный автотранспорт при поликлиниках необходим для обслуживания сельского населения на дому, патронажа беременных, детей до 5 лет, инвалидов, перевозки пациентов для прохождения скрининговых осмотров, доставки лекарственных препаратов и т. п., а также для обслуживания 4-й категории вызовов на дому.
Безусловно, основы оказания экстренной помощи – это доступность, оперативность, эффективность, а вот что касается ответственности и желания искренне помочь – это качества, которыми должен обладать сотрудник службы, их скорее больше определяет человеческий фактор.
Между тем со слов директора областной станции скорой и неотложной медицинской помощи Есхата Жантокова, случайных людей здесь не бывает. Врачи и специалисты среднего звена постоянно повышают уровень квалификации, и каждый из них занимает свое место в бригаде, где до минут отработан алгоритм действий при инсультах, инфарктах, травмах и других установленных диагнозах.
- У нас очень ответственный коллектив, - говорит Есхат Дюсенбаевич. – Каждый сотрудник, как винтик одного большого механизма, работаем слаженно и быстро, ведь на кону - человеческие жизни.
Линейная бригада состоит из врача, фельдшера и водителя. Кстати, каждый водитель «скорой помощи», что немаловажно, должен быть парамедиком и обязательно уметь оказывать содействие и помощь своим коллегам.
Все вызовы в Алматинской области поступают на пульт «103» с помощью программы «Көмек», где фиксируется и записывается каждый звонок. Благодаря программе «Көмек-103», служба интегрирована с программами медико-спасательных пунктов на трассах, центром «102» и всеми медучреждениями. За сутки в Единую диспетчерскую службу поступает не меньше 2000 вызовов.
Как нам рассказала заведующая статистическим отделом областной станции скорой и неотложной медицинской помощи Шолпан Нургалиева, за пять месяцев этого года к ним обратились 281 тыс. человек. Среди самых многочисленных районов значится Карасайский, где станция «скорой» обслуживает 290 тыс. человек.
В Енбекшиказахском районе работают 22 бригады СМП и 3 врачебные, станция обслуживает 57 населенных пунктов с населением 288 тыс. человек. Автопарк оснащен полностью. Кроме того, совсем скоро в районе планируют открыть подстанции в селах Кайназар, Коктобе и дачном массиве города Есика, на очереди - села Байтерек и Тургень. Подстанции «скорой помощи» будут обслуживать по одной-две бригады, в зависимости от численности населения.
Я попросила Шолпан Нургалиевну немного рассказать о специфике работы станции и ответить на несколько вопросов.
- Что входит в задачи «скорой помощи»?
- Задача «скорой», ее единственная и основная – это оказание экстренной и неотложной медицинской помощи пациентам, жизни которых есть угроза. Это такое правильное определение самой сути работы. Смена сотрудников «скорой помощи» длится 24 часа без сна и только с двумя короткими перерывами на прием пищи, то есть физически это довольно-таки тяжелая работа с высокими физическими и моральными нагрузками.
- Как вызовы делятся по уровню неотложности?
- Есть 4 категории срочности – от самых неотложных и до тех, которые могут подождать. Основная градация в них заложена по наличию угрозы жизни пациента. Допустим, первая категория – это автоаварии, падения с высоты, ножевые и огнестрельные ранения и т.п. Ну, а четвертая категория срочности – это, к примеру, плановые перевозки пациентов, которые не могут транспортироваться самостоятельно.
- Что врачи «скорой помощи» предпринимают, когда пациент представляет для них опасность?
- Я считаю, что с любым человеком, неважно, в каком он состоянии находится, надо пытаться искать общий язык. Допустим, в алкогольном опьянении, конечно, человек не очень хорошо контролирует свои эмоции. И он действительно может навредить окружающим, но это, в общем-то, такой же клинический случай, как и любой другой. Мы к таким нормативно готовы. У нас есть определенные инструкции по плану действий бригад, если им что-то угрожает.
- В каких случаях нужно вызывать «скорую помощь»?
- В тех случаях, когда есть угроза жизни пациента. Будет правильно вот так, очень коротко сформулировать.
Да, работа в «скорой помощи» требует от человека особых качеств и, в первую очередь, постоянно быть готовым к работе в чрезвычайных обстоятельствах. Теми, кто приходит сюда, движет только одна цель – спасти человека, который тебя ждет. И они не имеют права не оказать помощь, именно поэтому спешат ко всем, кто в них нуждается. Нет, они не волшебники, но каждый день творят маленькие и большие чудеса. Каждый день они совершают молчаливый подвиг во имя наших жизней.
P.S. В 2023 году отмечен рост вызовов по ДТП, которые, в основном, были связаны с погодными условиями и халатностью водителей. Так, если в прошлом году за этот период поступило 911 вызовов, то в 2023 году – уже 1116. Наибольшее количество аварий зафиксировано на автодорогах Алматы-Кокпек-Коктал, Алматы-Бишкек, Алматы-Усть-Каменогорск (Жамбылский, Илийский, Енбекшиказахский районы).
Айгуль Габсаттарова-Эм,
Енбекшиказахский район