Неподвластные времени
Жаркент, известный в истории как город ремесленников, народных мастеров-умельцев, и сегодня представляет собой кладезь настоящих культурных ценностей, сотворенных руками современных мастеров казахского прикладного искусства. Среди них Мурат Шалгымбаев – ювелир, художник, экскурсовод художественной галереи им. А. Кастеева.
- Казахские национальные ювелирные украшения всегда были, есть и остаются вне моды и над ними не властно время, - считает Мурат Абильмажинович. - В старину по ним определяли возраст девушки, к какому роду принадлежит, богата ли ее семья, замужем она или нет.
Первым украшением новорожденных девочек были тумары – обереги, которые пришивали на шапочку, подвязывали к ручке или ножке малышки, или вешали над бесиком, дабы уберечь ребенка от дурного глаза, болезней, и даже смерти. Девочки чуть постарше носили серьги и браслеты лаконичного дизайна. Юные особы надевали более нарядные и сложные украшения из чистого серебра, общий вес которых достигал трех килограммов. В длинные косы они заплетали серебряные или позолоченные шолпы, шашбау с маленькими колокольчики, которые приятно звенели при ходьбе.
По словам Мурата Абильмажиновича, кольца и перстни занимают особое место среди других украшений. В народе говорят: «Тамаќ адал болу ‰шін ќолыњда к‰міс ж‰зік болу керек». Поэтому неудивительно, что раньше женщины носили кольца почти на каждом пальце.
- Широко были распространены перстни литые, ажурные, а также кованые, декорированные чернью, гравировкой, эмалью, чеканкой, штампованным узором. Среди знаковых перстней можно отметить «ќ±даѓи ж‰зік» - «кольцо сватьи», над которым я сейчас работаю. Он символизирует единение двух родов, объединение двух сердец. «Құдаѓи жүзік» мать дарила свекрови своей дочери, - говорит мастер. - Традиционное украшение казашек - браслеты - топсалы блезік, ќаќпак блезік, бес блезік также изготавливаются из золота или серебра, богато украшаются вставками из драгоценных и полудрагоценных камней, сквозной резьбой, рельефной чеканкой и казахским орнаментом. Популярны разновидности казахских сережек т±марша сырѓа, ќаралы сырға, күмбездi, сояу сырға, а также серьги в форме луны, колокольчика, с подвесками, с камнями и т.д. Заслуживают внимания нагрудные украшения – амулеты: т±марша, бой т±мар, омырауша, алќа, онiржиек, в которые вкладывали обереги. Сделанные из золота и камней подвески сохраняли традиционные черты каждого времени и передавались из поколения в поколение.
В ходе беседы мастер подчеркнул, что искусство древних номадов возвращается. С обретением независимости народ потихоньку потянулся к корням. Создаваемые с помощью огня украшения из драгоценных металлов и камней привлекают все больший интерес к этно-творчеству казахского народа. Этим ремеслом владеют единицы, но оно не забыто. В мастерской Мурата Шалгымбаева можно увидеть специальные станки, бензиновые горелки, газовые приборы, с помощью которых он пытается достичь высокого уровня.
На изготовление одного кольца или броши уходят недели, а на набор невесты потребуется два-три месяца кропотливой работы. Мастер работает на заказ и фантазии своих клиентов воплощает вручную. Он умеет выявить красоту металла. В его руках серебро приобретает блеск, благодаря шлифовке становится сверкающим, мерцает после прочеканки мелкими узорами, становится живым и вибрирующим в результате штриховки зигзагами.
В перспективе Мурат Абильмажинович планирует возродить при художественной галерее деятельность закрывшейся в 1993 году мастерской «Қазына», где он вместе с единомышленниками создавал не только женские украшения, но и делал своими руками охотничьи ножи, кинжалы, мечи из стали, а рукоятки изготавливал из рога сайгаков, ножны шил из отделанной кожи. В домашней мастерской к ювелирному искусству приобщается младший сын Женис. В будущем он хочет стать археологом. Супруга Толкын, старшая дочь Жанар и сын Ильяс тоже близки к прикладному искусству и занимаются современной графикой, лоскутной вышивкой.
- У нас творческая семья. Мы занимаемся любимым делом, возрождаем древние традиции, передаем детям знания, полученные когда-то от моих родителей матери Батен и отца Абильмажина, - говорит мастер. – Вся наша деятельность тесно переплетается с программами Елбасы «Рухани жаңғыру» и «Семь граней Великой степи», реализация которых предоставляет возможность возродить искусство номадов, расширить и развить современное искусство Казахстана.
Асель МУКАШЕВА, Панфиловский район.