По количеству петроглифов Жетысу превосходит Сибирь и Памир
Жаркентская земля – «свидетель» многих исторических событий. Здесь произошло величайшее в истории казахского народа сражение - Орбулакская битва, без единого гвоздя построена известная миру мусульманская мечеть, а еще раньше в этом удивительном краю жили мастера, оставившие на каменных плитах свои удивительные рисунки.
Исторической и художественной ценностью Панфиловского района является галерея наскальных рисунков в живописной долине Балакойтас Талдынского сельского округа.
Согласно историческим справкам, первое упоминание о наскальных изображениях Казахстана принадлежат знаменитому средневековому ученому ХI века аль-Бируни, рассказавшему о загадочных рисунках в стране кимаков, служивших объектом поклонения местного населения. О петроглифах Жетысу миру поведал Чокан Валиханов, занимавшийся исследованием и перерисовавший рисунки в горах Чулактау, изображения буддийских святых в урочище Тамгалы-тас на реке Или.
Оказывается, по количеству петроглифов наша область превосходит не только другие регионы Казахстана, но и Сибирь и Памир. Именно здесь находятся наиболее известные центры наскального изобразительного искусства Казахстана, такие как Тамгалы-тас, горы Ешкиольмес и Баянжурек, где находится одно из самых крупных скоплений петроглифов.
Побывав однажды в горной долине Балакойтас, увидев большую «выставочную композицию» с писаными камнями, поражающую разными сюжетами, можно навсегда влюбиться в эти места и с головой окунуться в разгадывание отпечатков прошлого. Высеченные на камне сцены охоты, изображения горных козлов и оленей, мастерски выполненных в прыжке, а также почитаемые древними племенами солярные знаки – символы солнца - раскрывают образ жизни далеких предков. Кроме простых рисунков, встречаются здесь и объемные художественные работы. В частности, это изображения воинов с палицами, всадников, фигуры людей и животных, обряды жертвоприношения.
Среди большого количества рисунков животных наиболее часто показаны лошади, кабаны и архары с мощными, загнутыми назад рогами. Фигурки маленьких козлов высечены на скалах рядом с другими объемными изображениями, словно составляя основу сюжетов творчества древних охотников и пастухов. Однако присутствуют и иные представители животного мира, включая даже вымерших, ныне в этих краях не обитающих.
Основная часть рисунков выделяется удивительным реализмом, точностью пропорций и явно свидетельствует о таланте авторов. Судя по всему, возраст петроглифов разный. Среди них есть очень старые, едва различимые работы.
Древние мастера очень искусно использовали материал и расположение каменных полотен. При дневном движении солнца, в зависимости от суток и угла падения солнечных лучей, разные рисунки выделяются в разное время. Места для петроглифов выбраны так, что с одной точки обзора рисунки видны одновременно целыми группами, объединенными в сложные композиции.
- Народное творчество древних племен отчетливо отражает реальные образы окружающего мира охотника и кочевника-скотовода, - подчеркнули местные аксакалы. - Ведь петроглифы, вкупе с другими археологическими находками, позволяют лучше понять нашу историю. Это шедевры, созданные рукой человека, которые нужно сохранить. В долине Балакойтас есть и другие археологические памятники, места захоронения родовой знати – курганы, находящиеся под охраной государства и представляющие культурное наследие казахского народа.
Асель Мукашева, Панфиловский район