Им подвластна любая скорость
SDU - учебное заведение с уникальными образовательными возможностями для молодежи. Недавно студенты вуза, будущие инженеры, представили автомобиль собственной разработки на международных соревнованиях «Формула студент». Глава государства Касым-Жомарт Токаев высоко оценил этот проект во время своего визита в университет.
Студенты факультета инженерии и естественных наук во главе с Ельнуром Отепбаем объединились в команду «N1 Racing SDU» с амбициозной задачей - создать электромобиль и представить его на международных студенческих соревнованиях «Формула студент» в России. Такой проект всегда был мечтой молодого изобретателя Ельнура, который начал свое обучение в колледже в Таразе. Однако для реализации своей идеи он решил улучшить свое образование и поступил в SDU.
Ельнур Отепбай смог собрать вокруг себя единомышленников-студентов - будущих инженеров, увлеченных идеей создания экологически чистого автомобиля.
- На сборку своей машины мы потратили 2,5 миллиона тенге. Самый значительный вклад в сбор средств был сделан членами нашей команды. Кроме того, университет SDU оказал нам поддержку в размере 1 миллиона тенге и предоставил доступ к технопарку. Всего в проекте работали шесть студентов. И стоит отметить, несмотря на то, что команда собирала автомобиль с малым числом участников, чем многие другие мировые команды, мы работали с большим энтузиазмом. И результат превзошел все наши ожидания, - рассказывает капитан.
Диас Кабдуалиев в команде - эксперт по электронике. Согласно его словам, мощность этого автомобиля составляет 5 кВт, что эквивалентно примерно 10-15 лошадиным силам. Он способен развивать скорость от 30 до 40 километров в час при умеренной езде. В машине установлен специальный аккумулятор, который заряжается примерно за 5-6 часов. Движение обеспечивается электрическим двигателем. Детали для проекта приобретались по специальному заказу, и команда активно исследовала и разработала устройство. Диас также отметил, что они обладают достаточными навыками для проведения ремонта в случае повреждений.
Благодаря разработке ребят Казахстан стал первой страной-участницей из Центральной Азии на мировой студенческой гонке «Формула студент». Ельнур Отепбай также сумел выиграть грант на обучение в этой школе.
- Гонки впервые проведены в 1987 году, я просто мечтал о них. Это стало одной из главных целей, почему я поступил в SDU. В этом университете есть профессионалы и все возможности для реализации любой инновационной идеи. Поддержали в вузе и мои предложения. Со своей стороны, приступая к реализации проекта, мы подумали, а почему казахстанские инженеры не могут создавать такие вещи, как автомобили и самолеты? Как видите, и у нас есть талантливые ребята, главное, надо помочь им в самом начале, как говорится, дать крылья для полета. И в этом плане мы с командой очень благодарны нашему университету.
Отметим, что «N1 Racing SDU» стала первой командой из Центральной Азии, участвующей в соревнованиях «Формула студент». Наша страна с 2014 года пыталась попасть на эти гонки, но дебют состоялся благодаря команде из Университета имени Сулеймана Демиреля.
- Нам потребовалось около четырех месяцев, чтобы собрать автомобиль и протестировать его на нашем собственном треке. В таких соревнованиях самое важное - это инженерное мышление. Здесь оцениваются не только идея и дизайн, но и финансовая эффективность, затраты времени на разработку, а также рассматриваются конструкторские, технологические и кадровые аспекты. Для достижения успеха необходимо учесть и грамотно их оценить, - подчеркивает Ельнур Отепбай.
Финансирование проекта - это задача с особенностями, и поэтому оценка и распределение средств требуют тщательного анализа. В этом контексте следует отметить, что капитан успешно справился и с задачей определения бюджета, и с организацией поддержки от различных сторон. Он не только продемонстрировал профессионализм в управлении финансами проекта и определил необходимый бюджет, но и обеспечил его эффективное использование. Благодаря умелой работе
команды удалось обеспечить поддержку проекта со стороны различных организаций и спонсоров. Она стала важным фактором для успешного завершения проекта и участия в мировых студенческих соревнованиях «Формула студент».
Капитан команды Ельнур Отепбай планирует в дальнейшем улучшить проект и даже собрать второй болид на инженерной программе Siemens NX в следующем году. В этой программе лучшие инженеры мира строят самолеты, машины и двигатели. Они уже связались с официальными представителями этой компании и хотят привести это решение в свой вуз. Однако для этого потребуется значительное финансирование, примерно 20 миллионов тенге. Они стремятся использовать только высококачественные материалы и компоненты, чтобы обеспечить надежность и безопасность автомобиля.
Ельнур Отепбай также активно ищет спонсоров, которые могли бы поддержать их проект. Главной целью команды является не только создание второго автомобиля, но и развитие навыков будущих инженеров. Они надеются научить студентов конструированию автомобилей и подготовить их к участию в гонках. Команда стремится к тому, чтобы казахстанские инженеры демонстрировали свои работы за рубежом и способствовали развитию отрасли внутри страны.
Отметим, что организатором соревнований выступает «Ассоциация автомобильных инженеров («Automotive Engineers Society»). Эта значимая инициатива способствует развитию инженерной и автоспортивной отраслей среди молодых специалистов и студентов. Соревнования проходят каждый год между студентами преимущественно технических вузов, которые представляют в теории и на практике полностью разработанный проект гоночного автомобиля. Во время испытаний они должны не просто сделать презентацию машины, но и продемонстрировать ее в движении на гоночной трассе.