«Мы все говорим на казахском...»
В моем родном селе Каргалы в мире и согласии живут представители почти двадцати этносов. Четвертые по численности после казахов, русских и уйгуров - это турки.
Почти 15 лет я работал учителем и завучем в Каргалинской общеобразовательной школе (ныне СШ им. А. Бейсеуова), где среди учащихся было немало турков-месхетинцев. Несколько лет жил в микрорайоне Майбулак, где компактно проживают представители этого этноса. С детства дружил со многими из них. Это добрые, трудолюбивые и гостеприимные люди. Помню, в 80-х годах у нас в школе работал сторожем Кошали Асатов. Ему тогда было лет семьдесят. Мне нравилось общение с этим жизнерадостным, мудрым и отзывчивым аксакалом. Часто после уроков я оставался и подолгу с ним беседовал. Я – уйгур, он – турок, но говорили мы на казахском языке. Интересны были его рассказы о Грузии 1930-1940-х годов, о первых годах жизни в Казахстане. Вот что осталось у меня в памяти:
«Я был одним из первых, кто в ноябре 1944 года был выселен в Майбулак. В это село прибыли 15 семей. Среди них самые многодетные - Ибрагимовы, Ульфановы, Асатовы и Раджаповы. Время было тяжелое, но нас очень тепло встретили братья-казахи. Они помогали нам во всем: в прямом смысле слова делились последним куском хлеба! Никогда не забуду одного из старейшин рода айкым – Малсака Накысбека, управлявшего в то время сельской мельницей, который по-отечески опекал многих из нас, месхетинцев. Мы быстро овладели языком братского казахского народа. Наши аксакалы стали активистами местной мусульманской общины и не пропускали жума-намаз в Каргалинской мечети, где имамом был твой отец Абдыкадыр кари. До 1956 года мы, как специальные переселенцы, отмечались в комендатуре. Работали в колхозе Майбулак. Позже в село переехали турки с соседних населенных пунктов. Часть месхетинцев стала работать на Каргалинском суконном комбинате».
Кошали Асатов ушел из жизни 22 года назад. Ныне турецкую диаспору села возглавляет 84-летний Бего Ягмуров. Он также работал в нашей школе, завхозом. Бего – активист турецкой общины Казахстана, руководит областным филиалом «Ватан елунда».
Бего ата рассказал о том, как сейчас живет их сельская община: «В селе Каргалы проживает более 120 турецких семей - это около 600 человек. Многие работают в сельском хозяйстве и держат скот. Большая часть молодежи трудится в Алматы. Практически все мы говорим на казахском языке. Я постоянно говорю моим землякам-туркам, чтобы они отдавали своих детей в казахские классы. Моих ровесников в селе почти не осталось, но я хорошо помню местных казахов, которые нам оказывали всяческую помощь. Изучать государственный язык – это наш патриотический долг. Долг перед Родиной. Уверен, что уже лет через десять все дети майбулакских турков будут учиться в казахских школах. И сейчас их немало. Турок, знающий родной язык, быстро заговорит и на родственном казахском. Об этом я всегда говорил и говорю. Я призываю своих соплеменников, чтобы наша молодежь получала высшее образование. Мои внуки - выпускники алматинских вузов. В ряде сельских школ работают учителя турецкой национальности. Я помню династию учителей из семьи Рашидовых. Также можно вспомнить и об образованной семье Шамиловых. Все они получили высшее образование в Турции, но вернулись на Родину - в Казахстан».
Исмаилжан Иминов, Жамбылский район