Сакральная мелодия степи
Премьера
В кинотеатре «Арман» в Алматы прошел премьерный показ психологической драмы «Оазис» режиссера Бегарса Елубаева, снятой на киностудии «Казахфильм» при участии ТОО «Asau Art Films» по сценарию, написанному совместно с отцом – известным казахским писателем-драматургом Смагулом Елубаевым. Съемки кинокартины проходили на побережье Деревянного озера и в окрестностях аула Таскарасу и поселка Чунджа Уйгурского района.
Эта удивительно красивая и в то же время аскетичная по визуальному решению (оператор Александр Рубанов) кинокартина вся пронизана библейскими мотивами. В ней всего два героя, два молодых человека-антипода, противоположных по характеру и отношению к жизни. Руслан (Айдар Асарбай) – подкидыш, изгой, выросший без материнской любви и ставший вором. Черные джинсы, черная водолазка и черный кожаный пиджак, черные помыслы и черные дела – он символизирует в фильме Демона. Мамбет (Адилет Топаев) – оралман, возвратившийся на землю предков, чтобы выполнить последнюю волю своего деда Сагинтая (Сагат Жылгельдиев), убитого в 1932 году чекистами за отказ указать путь, по которому ушел его аул, спасаясь от джута. К слову, этот эпизод очень напоминает реальную историю гибели известного поэта, ученика великого Абая, Шакарима Кудайбердыева. Теперь внук должен найти тетрадь деда-баксы, с помощью рецептов которой можно лечить людей. Белая бейсболка, выгоревший до белизны на солнце летний джинсовый костюм, кобыз, на котором он играет сакральные мелодии – это Ангел, пусть и прихрамывающий, появившийся в родных песках.
Пески тоже играют в фильме сакральную роль – это пустыня бездуховности, которую нужно преодолеть. Для Рустема, в пьяном кураже сжегшего святое дерево Аулие-Агаш в оазисе, возле корней которого он нашел приют и отдохновение и на черном обугленном стволе которого пытался повеситься потом – это Ад. Для Мамбета, вернувшегося на отчую землю и кротко копающего яму в поисках сокровенной находки – это Рай. Просто каждый из героев видит то, к чему стремится его душа. У Руслана она обуглена, у Мамбета – просветленная.
Моментом истины становится эпизод, когда из песка извлекается золотой тотем: Руслан хочет его продать, Мамбет – отнести в музей, где его могут видеть другие люди. После жестких споров он все-таки отдает находку Руслану. Но черной душе того этого уже мало, и он пытается убить Мамбета, спасшего его перед этим от суицида. Но падает, пораженным заклятием – через десятилетия дед-баксы надежно защищает своего внука. Приведя его в чувство, Мамбет отпускает Руслана, с презрением отдав ему золотую тамгу. А тот, мучимый совестью, под покровом ночи возвращает Мамбету золотой талисман и уходит.
К сожалению, в наш век прагматизма многие стали забывать о духовных ценностях, общество поделилось на две группы: есть те, кто забыл свой родной язык, не уважает свою культуру, отказывается от своей веры. Мы перестали понимать друг друга, и это, конечно же, большая трагедия. Но фильм «Оазис» дает надежду на будущее: Мамбет говорит только по-казахски, но и Руслан, чей русский язык засорен сленгом и огрублен нецензурными словами, все же не утратил родной казахский. И потому двое парней смогли найти общий язык, как в прямом, так и в переносном смысле, чтобы выжить в пустыне. Значит, сможет консолидироваться и наше, такое неоднородное по мыслям и духу современное общество...
Андрей ЧЕРНЕНКО