«Звенит не домбра, а мое юное сердце...»
В 1946 году, в селе Жамбыл одноименного района Алматинской области в доме, где акын прожил большую часть своей жизни, открыли литературно-мемориальный музей Жамбыла Жабаева. Он ученик Суюнбая Аронулы, наставник акына Умбетали Карибаева. Выходцы из района – многие известные в стране писатели, поэты, журналисты. На этой священной земле похоронены великие батыры, в том числе Саурык, Сураншы... Именно поэтому Жамбылский район по праву называют родиной акынов и батыров.
Жамбыл Жабаев родился в 1846 году у подножия горы Жамбыл, по имени которой и был назван. Здесь же, в низовье реки Чу, у подножья Алатау располагались весенние пастбища и посевы казахского племени дулат, к которому принадлежал Жамбыл.
Отец его был скотоводом-кочевником. Вырос Жамбыл в юрте и вместе с семьей кочевал по бескрайним казахским степям. Благодаря своей матери Улдан и дяде Канадину, которые были очень одаренными певцами и музыкантами, еще с двенадцати лет Жамбыл научился играть на домбре.
Как-то раз, делясь воспоминаниями о своем детстве, он сказал: «Когда инструмент попал мне в руки, я забыл о шалостях... Мне казалось, что звенит не домбра, а мое юное сердце».
А оно и на самом деле звенело, откликалось, предчувствуя, что юношу ждет великая судьба самого настоящего глашатая и певца, голоса казахского народа.
Он был его душой и песней, знатоком казахского фольклора, популяризировавшим устное народное творчество, оставившим после себя большое поэтическое наследие.
«Собака бая Кадырбая», «Черный указ», «Поэма гневного сердца», «Вооруженный народ», «Колыбельная песня» и, конечно же, «Ленинградцы, дети мои» – это лишь краткий перечень богатого художественно-публицистического наследия, оставленного потомкам выдающимся импровизатором.
30 июля 1945 года Союз писателей Казахстана направил в Совет народных комиссаров республики письмо с предложением создать музей Жамбыла.
«Среди ряда мероприятий по увековечению памяти великого народного акына Казахстана, трижды орденоносного Джамбула, одно из центральных мест занимает превращение дома-усадьбы Джамбула в государственный литературный музей. Здесь должно быть собрано все, что относится к Джамбулу – начиная от предметов его обихода и одежды и кончая полным собранием его трудов и исследований о нем...» – говорилось в письме.
Президиум Союза писателей полагал, что это мероприятие следует разрешить в первую очередь, пока еще обстановка дома сохранилась такой, какой она была при жизни акына.
Таким образом, литературно-мемориальный дом-музей Жамбыла Жабаева был открыт в соответствии с постановлением Совета министров Казахской ССР от 13 февраля 1946 года в 70 км к западу от города Алматы – на территории нынешнего села Жамбыл Жамбылского района Алматинской области.
В этот музейный комплекс входят деревянный одноэтажный каркасный дом из 12 комнат, в котором акын провел последние годы жизни – с 1938 по 1945 годы. Стоит отметить, что в 1938 году он был подарен Жамбылу Жабаеву в честь его 75-летия – за большой вклад в развитие литературы казахского народа. Сюда же входит и другой дом, где акын жил до 1938 года. Добавим к ним мавзолей и парк. Авторами-архитекторами данного комплекса были И. Белоцерковский, В. Бирюков и А. Деев.
Интересно то, что удалось сохранить дом, ставший музеем, в первоначальном виде – со всеми предметами, которые окружали Жамбыла ата еще при его жизни. Входя сюда, невольно проникаешься его духом и ощущаешь удивительное умиротворение. Словно бы время замерло, остановилось, и вот-вот из рабочего кабинета, спальной комнаты или столовой выйдет Жамбыл...
Примечательно, что каждый экспонат имеет непосредственное отношение к жизни акына и отражает какой-либо этап его творчества. В канун 150-летия поэта Литературный дом-музей Жамбыла был полностью реставрирован.
Кроме того, в состав этого литературно-мемориального комплекса входит скульптурная композиция знаменитого казахского дирижера и композитора Нургисы Тлендиева.
Экспозиции музея рассказывают о жизненном и творческом пути акына за период с 1922 года и до последних дней.
Еще при жизни он озвучил свое желание, чтобы его похоронили возле дома, в его саду. Оно было исполнено. По проекту бывшего главного архитектора города Алма-Аты И. Белоцерковского и по эскизам художника А. Кастеева к 100-летию акына на месте захоронения был возведен мавзолей. Было это в 1946 году. А уже в 1958-м здесь провели реконструкцию.
Музей акына окружен большим садом. В нем и возведен мавзолей. На этом самом месте Жамбыл Жабаев нашел вечное пристанище. Умер он 22 июня 1945 года, не дожив до своего столетия восемь месяцев.
В мавзолее установлена надгробная плита из черного мрамора с лаконичной надписью «Жамбыл Жабаев. 1846-1945». Фасады украшены стилизованным казахским орнаментом.
В саду вдоль дорожки, ведущей к мавзолею, установлены прямоугольные гранитные плиты с выдержками из произведений Жамбыла и отзывами о нем известных писателей и поэтов.
Уже после смерти акына Союз писателей Казахстана ходатайствовал перед правительством республики об увековечении памяти поэта и создании мемориального дома-музея. Он был организован по тому же принципу, как дом-музей великого русского поэта А. Пушкина и музей
В. Маяковского в Москве, домик А. Чехова в Таганроге, музей Л. Толстого в Ясной Поляне. По сути, это самый настоящий дом-усадьба.
Внутри музея одним из экспонатов является портрет «Суюнбай», выполненный А. Кастеевым, символизирующий почтение Жамбыла к своему учителю. Именно он, Суюнбай Аронулы, в свое время заметил талант молодого поэта. В благодарность за это Жамбыл посвятил ему несколько стихотворений.
В экспозиции музея представлена и домбра великого акына. Именно с ней, в едином неразрывном союзе, он состязался в айтысах с такими признанными мастерами своего времени, как Кулмамбет и Досмаганбет. Картины, изображающие эти состязания, также представлены в музее.
Кроме того, в залах хранится много материалов, посвященных участию Жамбыла в Первой декаде казахского искусства в Москве. Особое внимание посетителей привлекает и коллекция государственных наград Жамбыла, в которую входят депутатские мандаты, орден Трудового Красного Знамени, орден Ленина.
В экспонатах музея отражен и еще один особый период в творчестве акына – время, связанное с Великой Отечественной войной. Жамбыл посвятил немало стихов защитникам Родины, сражавшимся на передовых рубежах, на линии фронта. Они вошли в сборник «Песни военных лет», который хранится в музее.
Другой уникальный экспонат – часы, находящиеся в рабочем кабинете акына. Именно те, которые тикали при его жизни. Их стрелки навсегда остановились на 7 часах 55 минутах. В это время в далеком теперь уже 1945-м году сердце поэта остановилось, а его земной путь пришел к своему завершению.
Следует отметить, что в селе Жамбыл, помимо автора строк «...Я под рокот моей струны воспевал, уже поседев, грозный ход балтийской волны, где бурлил всенародный гнев...», похоронен еще один славный сын казахского народа – композитор, дирижер, домбрист Нургиса Тлендиев, жизнь которого оборвалась в 1998 году. По воспоминаниям современников, последней волей Нургисы Атабаевича была просьба похоронить его вблизи мавзолея Жамбыла. Его просьбу выполнили.
В целом же, дом-музей является наглядной характеристикой не только жизненного уклада Жамбыла, но и эпохи, в которой жил и творил акын.
Ежегодно в день его рождения – 28 февраля литературно-мемориальный музей посещают сотни почитателей творчества Жамбыла, чтобы отдать дань уважения непревзойденному мастерству великого импровизатора. Казахстанцы помнят своего любимого акына – кумира своей эпохи, Гомера Великой Степи, талантливого народного сказителя с богатой душой.
Танзиля МУХТАРОВА, Жамбылский район