Судьба имама Абдыкадыра-кари, или история одной мечети
Многие десятилетия поселок Фабричный (ныне - с. Каргалы) являлся одним из центров мусульманской религии в Казахстане. Сейчас, к сожалению, об этом почти никто не знает. Старшее поколение, свидетели этого, почти все ушли из жизни, а молодежь знакома с другими центрами, поэтому я хочу рассказать об этом.
Почти полвека в советские годы на территории всего Казахстана было 7-8 действующих мечетей: одна из них функционировала в моем родном селе Каргалы (в прошлом на территории села было три населенных пункта: п. Фабричный (Суконный комбинат), Куншыгыс-Каргалы и Майбулак).
Многие в те годы, да и сейчас, задают вопрос: почему именно здесь работал мусульманский храм, когда большая часть мечетей в республике была закрыта? История этой мечети связана с судьбой моего отца, имама Абдыкадыра-кари Иминова. Многие документы из архива имама сейчас находятся у меня, поэтому я решил ответить на этот вопрос.
На территории Каргалы издавна кочевали два рода: левый берег одноименной реки принадлежал роду айкым из племени шапрашты, правый – жаныс из племени дулат. Хочется подчеркнуть, что они жили на Великом Шелковом пути. Представители этих родов всегда отличались богобоязненностью: у них были специальные юрты-мечети, где по пятницам и в мусульманские праздники люди собирались, чтобы совершить торжественный намаз. Известно, что некоторые из представителей этих родов совершали хадж.
Время шло. В 1886 году на правом берегу реки Каргалы на средства, собранные под руководством волостного правителя Сата Ниязбекова, была построена мечеть. Взносы вносили не только представители казахских родов жаныс и айкым, но и представители других этносов. Например, одним из спонсоров строительства мечети являлся известный татарский семиреченский купец Жакуп (Якуб) Сулейманов. Об этом до сих пор вспоминают потомки торговца, которые проживают в нашем селе.
В первые годы после Октябрьской революции большевики, мечтая о мировой революции и заигрывая перед жителями национальных окраин СССР, проявляли относительную терпимость к исламу и мусульманским священнослужителям. Но, к сожалению, это продлилось недолго. Советская власть, после того как окрепла на местах, стала закрывать мечети и преследовать не только имамов, но и верующих мусульман. Конечно, была закрыта мечеть в нашем селе. А. Иминов встречался в 1930-х годах с имамом Алимкулом, при котором после революции была закрыта наша мечеть. Имам Алимкул принадлежал к роду жаныс. О его трагической судьбе я рассказал в документальном рассказе «Ночь», который опубликован.
Советские мусульмане были оторваны от своих братьев-единоверцев в других странах, прекратили свою деятельность специальные мусульманские учебные заведения, которые готовили имамов. Национальные алфавиты были переведены вначале на латиницу, позже – на кириллицу.
В середине 1930-х годов в наш край из далекого Кашгара попадает мой отец - Абдыкадыр-кари Иминов (1917-1981). Что это был за человек? Абдыкадыр родился и вырос в древнем уйгурском городе Кашгаре (ныне – СУАР КНР), в юности принимал участие в национально-освободительном движении. Он принадлежал к роду ходжей, получил солидное религиозное образование в медресе Аппак-ходжи в Кашгаре, позже учился в медресе Мири-Араб в Бухаре (данные о кари имеются на сайте этого знаменитого учебного заведения, в научной литературе и даже в Википедии). Большая часть мусульманских священнослужителей в те годы была уничтожена или отправлена в лагеря или в ссылку. Отец чудом остался жив - благодаря дружбе с акыном Жамбылом Жабаевым (об этом немало написано в последние годы, поэтому повторяться не буду). Священный Коран и другая мусульманская литература уничтожалась, за хранение этих книг давали срок. Абдыкадыр-кари знал наизусть Коран, сходу переводил его на казахский или уйгурский языки, комментировал. Отец вспоминал, что за ним тогда было почти всегда постоянное наблюдение, в любой момент его могли арестовать. Кари мне рассказывал, что в те годы люди даже боялись традиционного мусульманского приветствия при встречах «Ассалам алейкум», стали здороваться со словами «сәлеметсіз бе» или «амансыз ба» (калька с русского слова «здравствуйте»).
После начала Великой Отечественной войны отношение к исламу изменилось, деятельность священнослужителей легализовали. В это время в нашем селе вокруг отца сформировалась группа глубоко верующих мусульман в количестве 250 человек. Наиболее активными в ней были Малсак Накысбекулы, Ыстыбай Кеншимулы, Жунус Сарсенов, Сулеймен Турсынов, братья Кожамкул, Смагул и Жекебай Бейсеуовы, аксакалы Аббас, Сыдык, Сембай, Кожахмет и Жайлау. Абдыкадыр-кари вспоминал: «Этих людей я очень уважал. Они были людьми сильной воли, твердых убеждений, которые в страшные годы сталинских репрессий сохранили веру и открыто, не таясь, исполняли все мусульманские обряды, собирались по пятницам. Мы, наверное, были ближе друг другу, чем родные братья».
В 1943 году все 250 человек подписали заявление к властям с просьбой зарегистрировать их мусульманскую общину и разрешить открыть в селе Каргалы мечеть (поверьте, это был очень мужественный шаг моих земляков, не каждый мог так поступить!). Власти были вынуждены пойти навстречу: мечеть стала действовать, а мусульманская община села прошла регистрацию. Хочется подчеркнуть, что наша община была первой официально зарегистрированной на территории всего Казахстана. Это исторический факт, которым мы, каргалинцы, гордимся, а все остальные - должны помнить. На открытии мечети был акын Жамбыл Жабаев. Еще раз хочу напомнить, что он сыграл большую роль в регистрации мусульманской общины. Акын часто бывал в мечети, совершал здесь жума-намаз.
Верующие мусульмане нашей мечети по рекомендации Жамбыла избрали имамом моего отца Абдыкадыра-кари.
Абдыкадыра-кари связывали очень теплые отношения с Жамбылом. В народе его называли «мулла Жамбыла». После кончины акына имам Абдыкадыр-кари по завещанию Жамбыла совершил обряд жаназы над телом усопшего.
15-20 октября 1943 года в Ташкенте был созван 1 курултай (съезд) мусульман Средней Азии и Казахстана. Среди 160 делегатов курултая был и Абдыкадыр-кари Иминов - он был одним из представителей от Казахстана. Председателем Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ) был избран шейх, ишан Бабахан (интересный факт: до курултая ишан Бабахан был принят Сталиным).
В годы войны в мечети села Каргалы на жума-намаз (пятничная молитва) собирались сотни верующих, а во время айтов – до 10 тысяч мусульман со всей Алматинской области (молились не только в мечети, но и на обширной площади, которая в те годы была вокруг нее).
В каком состоянии было здание мечети? Верующим досталось довольно ветхое здание, где в советские годы была начальная школа (внешне это было обычное строение барачного типа). Мусульмане сами провели капитальный ремонт и вернули мечеть к жизни, а о спонсорах в те годы не могло и быть речи. Большой молитвенный зал мечети прежде был разбит на учебные кабинеты, поэтому пришлось его очистить. Мой отец с юности был прекрасным строителем: он трудился в первых рядах тех, кто возрождал мечеть. Убежден, если бы наша мечеть в 1943 году не попала в руки моих земляков-мусульман, она едва ли дожила бы до наших дней, разделив судьбу многих религиозных храмов в селах, которые были полностью разрушены после революции.
А чем занимался имам и его сподвижники в годы войны? Во-первых, Абдыкадыр-кари был не только имамом, но и бригадиром в колхозе имени Ленина села Каргалы. В его бригаде были верующие мусульмане (в основном те 250 человек, обратившиеся к властям с просьбой об открытии мечети), которые не покладая рук вместе с другими колхозниками трудились во имя победы. В отцовском архиве сохранились документы, справки, рассказывающие об этом. Во-вторых, мусульманами нашего края были собраны десятки тысяч рублей, драгоценных металлов, вещей в Фонд обороны страны. У меня сохранились квитанции тех лет, подтверждающие этот факт.
Конечно, в своих проповедях кари призывал к борьбе с фашистской Германией и всячески поддерживал тех, кто потерял родных и близких на фронте.
Исмаилжан Иминов, Жамбылский район