Самобытные узоры Жанши
В Карасайском районном историко-краеведческом музее активно пропагандируют творчество знаменитых земляков. Одна из них - самобытная мастерица ковровых дел Жанша (Жанге) Арыстанова. Думается, что узнать о ней будет интересно многим читателям, тем более, что ее работы хранятся в фондах Центрального государственного музея РК.
Мастерица вместе с семьей с конца сороковых годов ХХ века жила в городе Каскелене. Она - родственница известного общественного деятеля, основателя комсомольской организации в Казахской ССР Гани Муратбаева (по линии его супруги Бакытжан).
Он очень трепетно относился к судьбам казахских женщин и уделял большое внимание развитию национальной культуры. К слову сказать, когда у Жанши родилась дочь, именно Гани Муратбаев дал ей прекрасное имя Шамшырак, то есть «несущая свет». Это слово для него имело особое значение. В нем отразилась мечта о том, что его родную землю и народ ждет большое светлое будущее. Дав имя новорожденной, Гани Муратбаев благословил не только малышку, но и ее маму Жаншу, пожелав той большого творческого вдохновения в ее любимом деле, множества новых самобытных работ.
Народная мастерица родилась в 1895 году в городе Казалинске Кызылординской области. Интерес и любовь к ковроткачеству зародились у нее еще в детстве. Со временем стремление вышивать, придумывать оригинальные узоры, создавать произведения коврового искусства стало для нее смыслом жизни.
– При изготовлении таких узорчатых войлочных ковров, как сырмақ и текемет, тесьмы для юрт – басқұр, а также циновок из чия, мастерица искусно использовала национальный орнамент, – пояснила старший научный сотрудник музея Ляззат Нуржанова. – Причем эскизы будущих работ она кропотливо вырезала ножницами на свернутой в несколько раз цветной бумаге. В своих полотнах мастерица изображала красоты нашей природы, степные просторы, красивые цветы, самым любимым из которых был тюльпан. Наверное, именно поэтому он присутствует почти во всех ее творениях. Стоит отметить, что тюльпан для нее был не просто цветком, а символом простора, безграничности, обилия света и сакральности Великой степи. Немаловажным было и умение художницы сочетать растительный стиль с геометрическим. Но самое главное заключалось в том, что в каждом творении сохранились часть души мастера, тепло ее рук.
Всю свою жизнь Жанша апай занималась домашними делами, а на досуге создавала потрясающие вещи. Свои работы она относила на суконную и ковровую фабрики города Алматы. Так и продвигала свое творчество.
Однажды на них обратил внимание профессиональный художник Али Жусупов. Он восхитился природным даром женщины, поддержал ее самобытный талант и даже нарисовал портрет мастерицы, тем самым выразив дань уважения безграничному таланту и кропотливому труду рукодельницы. Благодаря его поддержке Жаншу Арыстанову стали узнавать в стране. В период с 1961 по 1964 годы ее работы были представлены на Всесоюзной выставке мастеров народных промыслов. Она стала первой женщиной-казашкой, принятой в Союз художников СССР. Это важное и по-особому значимое событие произошло тогда, когда мастерице было уже 65 лет.
Труд Жанши апай, ее удивительный талант были оценены по достоинству. Вложенные в нее Всевышним дар и трудолюбие возвысили простую казахскую женщину, не получившую образования.
– В годы независимости о мастерице Арыстановой практически забыли, – рассказывает Ляззат Кудайбергеновна. – Ее работы осели в фондах музеев. Но благодаря внучке Жанши апай – Гульнар Токпановой, которая занялась сбором необходимой информации, работы художницы были возвращены народу. Гульнар Мухамедгалиевна решила вернуть имя талантливой дочери страны и возродить интерес к ее творчеству. Мы ее полностью поддерживаем! Работы Жанши апай - это достояние искусства, часть уникальной казахской культуры.
Хотелось бы отметить, что красота и мастерство ковроткачества казахского народа поражают своей самобытностью. Традиционная эстетика и национальный колорит не только представляют собой материальную культуру, но также отображают уровень духовного развития. Радует то, что это уникальное в своем роде искусство, зародившееся еще в древности, имеет продолжение и в наши дни.
Танзиля МУХТАРОВА, Карасайский район