Наследник двух великих казахских семей
В сентябре 1978 года началась дружба, растянувшаяся на десятилетия. Тогда, в ту осень, автор этих строк стал студентом филологического факультета КазГУ и познакомился с Диаром Аскаровичем Кунаевым.
Среди однокурсников было немало детей известных государственных деятелей и ученых. Многие из них позже пошли по стопам своих родителей. К Диару внимание было особое: племянник Динмухамеда Ахмедовича Конаева, сын президента Академии наук КазССР Аскара Кунаева, внук Мухтара Ауэзова, младший сын ученого-историка Лейлы Мухтаровны Ауэзовой. Казалось бы, сама биография обязывала к особому положению. Диар никогда не болел звездной болезнью. Конечно, он гордился своей знаменитой семьей, но вместе с тем как бы стеснялся, что на него обращают большое внимание.
Мой друг никогда не рассказывал о членах своей семьи. Я часто сидел с ним за одной партой, мы беседовали на разные темы. Друзья-однокурсники поражались обширным знаниям Диара. Казалось, что он знает все. Юноша прекрасно был знаком со многими произведениями казахской, русской и мировой классической литературы, великолепно знал историю, политологию. Диар очень редко пропускал занятия, ездил с нами на сельхозработы в колхозы. В те годы нашей второй alma mater после университета была Республиканская библиотека им. Пушкина (ныне – Национальная библиотека РК) - вместе с нами он до 10 часов ночи там готовился к занятиям. На лекции приезжал на автобусе или троллейбусе.
К счастью, и после окончания вуза мы продолжали общаться: Диар приезжал ко мне в гости в мой Фабричный. В последние годы судьба подарила мне дружбу и с Муратом Ауэзовым (1943-2004), его дочерью. И наше общение продолжилось уже в этом семейном кругу.
Жизненный путь Диара – это дорога чести, ведь он всегда был верен принципам и ценностям своей семьи. Окончив университет, поступил в аспирантуру, вскоре защитил диссертацию. Многие годы работает директором Литературно-мемориального дома-музея М. Ауэзова в г. Алматы. Он никогда не гнался за званиями, наградами и должностями, всю свою жизнь посвятив изучению творчества Мухтара Ауэзова и жизненного пути Динмухамеда Конаева. Под его редакцией издано полное собрание сочинений Мухтара Ауэзова, и уже опубликовано несколько томов биографии Динмухамеда Конаева.
Во второй половине 1980-х годов, когда неожиданно началась организованная травля в СМИ против Динмухамеда Конаева, а некоторые вчерашние «соратники» предали и начали публично критиковать руководителя республики, он был рядом с дядей, став его надежной опорой. После Желтоксана одним из тех немногих, кто ежедневно общался с Димашем Ахмедовичем, был Диар. Вскоре ушла из жизни Зухра Шариповна (1918-1990), супруга экс-руководителя Казахстана.
Последние три года своей жизни Динмухамед Конаев жил с семьей племянника. Диар, наряду с известным писателем и журналистом Геннадием Толмачевым, был главным помощником Димаша Ахмедовича, когда он работал над мемуарами «О моем времени». Сейчас эта книга – одна из самых популярных в стране.
Диар вспоминает: «Мой дядя был особенным человеком, очень масштабным, но, когда ты попадал с ним в атмосферу доверительного общения, то робость и стеснение сразу уходили. Он обладал невероятной энергетикой и настолько влиял на окружающих, что после разговора с ним еще несколько дней я был заряжен оптимизмом. Интересно, что в молодости Диар был похож на деда – Мухтара Ауэзова, а сейчас в его чертах угадывается сходство со знаменитым дядей – Динмухамедом Конаевым.
После кончины Зухры Шариповны я стал единственным его наследником. Переехал к нему жить, и тогда началось наше по-настоящему близкое и осознанное общение. Мне было 29 лет, я уже обладал жизненным опытом, поэтому между нами ежедневно велись серьезные разговоры - он относился ко мне, как к равному. Мой дядя жил по правилам, к которым привык еще в молодости. Например, он завтракал, обедал и ужинал каждый день в одно и то же время. Это касалось и меню. Завтрак был очень скромным, полноценный обед, и на ужин он обычно пил только чай».
Когда мы говорим о Динмухамеде Конаеве, необходимо помнить, что он был не только великим государственным деятелем, но и выдающимся ученым, специалистом в области горного дела. В начале 1950-х годов он возглавлял АН Казахской ССР. Его перу принадлежат две монографии, сотни научных работ, докторская и кандидатская диссертации.
«По масштабу знаний, творчества дядя был фигурой, сравнимой с титанами эпохи Возрождения. Вся его деятельность делалась не для собственного благополучия и материального достатка, об этом он никогда не думал. У него из личного имущества не было ничего, даже автомобили были государственными. С выходом на пенсию у него осталась лишь одна небольшая квартира», - рассказывает Диар Кунаев.
Мы часто с ним рассуждаем: что было сделано для Казахстана во времена правления Динмухамеда Конаева? Об этом написано немало: были построены новые города, села, заводы и фабрики. Нельзя забывать, что в алматинских горах была возведена плотина. Диар рассказывает: «С того момента в истории города было два катастрофических селя, которые уничтожили бы Алматы, если бы не она».
Годы, когда республикой руководил Конаев, называют золотым веком в истории казахстанского искусства. Многотысячными тиражами выходили произведения писателей, поэтов и журналистов. Димаш Ахмедович поддержал начинания Олжаса Сулейменова, Ильяса Есенберлина, Ануара Алимжанова, Максима Зверева, Мориса Симашко, Зии Самади и других. Теплые отношения Динмухамеда Ахмедовича связывали с великим режиссером и актером Шакеном Аймановым. Немало замечательных фильмов в те годы было создано на киностудии «Қазақфильм». Он поддерживал и талантливых композиторов. Именно в это время творили выдающиеся музыканты Газиза Жубанова, Кудыс Кужамьяров, Шамши Калдаяков, Нургиса Тлендиев, Асет Бейсеуов и другие.
Вспоминаю, как поздней осенью 2019 года я с Муратом Ауэзовым и Калдыгуль Жаныбаевой посетили село Шарын Уйгурского района, где открыли памятник Динмухамеду Конаеву. В это село Димаш Ахмедович приезжал трижды - его связывали дружеские отношения со знаменитым председателем колхоза имени Свердлова Мирзигулом Насыровым.
Всю свою жизнь с благоговением относилась к Динмухамеду Конаеву моя мама, труженица тыла Ризванам Махмуткызы (1927-2007). До конца ее дней на кухне, где она проводила большую часть времени, висел его портрет.
В 2002 году в южной столице был открыт Дом-музей Д.А. Кунаева. Огромную роль в его создании сыграл Диар Аскарович. В 2012 году, когда страна отмечала 100-летие Динмухамеда Конаева, была открыта мемориальная квартира, в которой руководитель республики жил с 1969 по 1993 годы. После того, как Димаш Ахмедович ушел из жизни, в квартире жил Диар, который бережно сохранил обстановку тех лет.
Не так давно мы с однокурсниками посетили мемориальную квартиру. Диар нас гостеприимно встретил и познакомил с обстановкой. Музейная экспозиция состоит из четырех залов: рабочий кабинет Д. А. Конаева, гостиная, спальня и кухня. В квартире площадью 230 кв. метров мы познакомились с домашней библиотекой в 7 тыс. книг, коллекцией зажигалок, насчитывающей более 400 экземпляров, личными вещами и подарками государственных деятелей.
Исмаилжан ИМИНОВ, Жамбыльский район





