Детство, унесенное войной
Пожилая женщина, немногословная, с грустными глазами. Даже в свой 83-й день рождения Ирма Чанчилова не проявляет радости, лишь преподнесенные ей в подарок цветы и праздничный торт вызвали улыбку на губах, а в глазах блеснула искорка счастья, давшие понять, что она нам доверяет и расскажет свою историю – страшную историю ребенка войны…
Ирма Владимировна не любит вспоминать свое детство, а тем более говорить о нем, ведь что осталось в памяти ребенка, который не понаслышке знает, что такое война, голод и смерть, а тем более была узницей фашистских концлагерей…
Родилась наша героиня в Крыму в 1937 году. Отец Владимир Чанчилов – армянин по национальности, мать Роза Ивановна – немка. В дружной семье было пятеро детей, царил мир да лад, пока в июньский день 41-го не началась война и отца практически сразу забрали на фронт, а мать осталась с детьми.
Когда немцы стали подступать к Крыму, семью эвакуировали в Азербайджан, где они и попали под оккупацию врагов. Семья Чанчиловых, как и другие семьи, исколесила практически всю Россию, пока не попала в Польшу, а затем в Германию.
- В концлагерях мы пробыли до 1945 года. Повзрослев, я пыталась расспросить маму о жизни в лагере, но она упорно молчала – не любила говорить о тех ужасах, которые пришлось пережить нашей семье, да еще и без отца. Я помню только то, что в лагере работала мама и сестра, а мы с остальными детьми находились в бараках. Кормили скудно, из железных чашек. Но чудо свершилось, и наша семья выжила, - тихим голосом рассказывает Ирма Владимировна.
Когда советские войска освободили город Эрфурт, где они находились, перед Розой был поставлен вопрос о том, хочет ли она вернуться, или останется жить в Германии. Недолго раздумывала мать пятерых детей, вспоминая супруга, от которого не было ни строчки, сделала шаг вправо, тем самым дав понять, что она возвращается на Родину, тая в душе надежду, что там она увидит живым своего любимого супруга, отца пятерых замечательных детей. Семью Чанчиловых, как и сотни других в вагонах привезли обратно в Крым, но по каким-то обстоятельствам, даже не высадив из вагонов, отправили в Казахстан, в город Алма-Ату. Здесь Роза Ивановна устроилась на работу в микробиологическую станцию КазГУ.
В послевоенный период к людям, попавшим в плен и побывавшим в концлагерях, относились предвзято. Через унижения и боль в очередной раз пришлось пройти многим.
- Мама наша в окружении была единственной немкой, она старалась даже не выпускать нас из квартиры, так как за годы пребывания в Германии мы разучились говорить на русском языке, и на нас сыпались неприятные слова от наших сверстников, называвших нас фашистами. Было очень больно, ведь они не знали, что наш папа ушел на войну в рядах Советской армии, защищать Отчизну. В 1950 году нам удалось переехать в Гвардейский район, село Коксу, где в то время проживали раскулаченные русские, бывшие «власовцы» и такие же семьи, как и наша. В это время мы уже узнали, что наш отец пропал без вести. Тут мы и закончили школу, а поступать нам не разрешили, так как был запрет на выезд из совхоза. Здесь и остались работать. Я пошла трудиться на ферму вместе со своими сверстницами, - вспоминает Ирма Владимировна.
Несмотря на сложное время, тяжкую судьбу, девчата работали с оптимизмом. Спустя много лет наша героиня вспоминает историю, от которой кто-то пребывал в недоумении, легком шоке, а у некоторых она даже вызывает смех. Дело вот в чем… Как-то одна из коров принесла четырех телят. Когда эту новость сообщили председателю совхоза, он не поверил, не поверили в нее и в Алма-Ате, и даже в Москве, которая срочно затребовала отправить чудо-буренку на выставку ВДНХ.
Позже Ирма Владимировна все же уехала в Алма-Ату, но и там не сложилось, не получилось создать семейный очаг, вернулась к родным, а позже переехала в Талды-Курган. Здесь устроилась работать на швейную фабрику, после чего устроилась работать на завод железобетонных изделий лаборантом. Благодаря этой работе она получила квартиру, где сегодня и живет.
- Нас было пятеро, сегодня только я и сестра живы. Как-то родственники пригласили меня в Германию, в Берлин, предлагали остаться там жить. Я отказалась, моя родина – Казахстан, со всем теплом встретивший нас после страшных военных лет. Годы, проведенные в лагере, никогда не сотрутся из моей памяти. Я там была, и там мне было плохо. Буду жить в том месте, где мне было хорошо. Спасибо Казахстану, протянувшему руку помощи многим этносам, которые и сегодня проживают в нашем независимом государстве, живут и здравствуют в атмосфере добра и толерантности, - говорит она.
Пережив известие о гибели отца в Великой Отечественной войне, на участь Ирмы Чанчиловой выпало очередное испытание – пережить смерть матери, которая сумела сохранить жизнь пятерых детей в нечеловеческих условиях фашистского концлагеря. Только благодаря своему терпеливому характеру и стойкости духа, смогла преодолеть все тяготы жизни. Умерла Роза Ивановна на руках Ирмы Владимировны в 1965 году, которая до последнего вздоха была рядом с ней.
- Уходят люди, мои коллеги и друзья, нас остается все меньше, но мы не властны над временем. Пережив войну, мы увидели хорошую жизнь, не слышали грохота бомб. Пусть так и будет далее, война, страшная война, пусть навсегда останется в истории, - сказала напоследок Ирма Владимировна.
Татьяна ДЕМИДОВА