На пути к цифровому равенству
Вслед за проектами по обеспечению Интернетом всех населенных пунктов Казахстана сегодня стоит задача по улучшению его качества. Алматинская область стала инициатором по изменению лицензионных требований для мобильных операторов в пользу значительного улучшения скорости передачи данных.
Другими словами, если сейчас села с количеством жителей 1000 и выше должны быть обеспечены стандартом связи 2G, более 10 тыс. - 3G, а более 50 тыс. - 4G, то в перспективе эти ограничения могут быть сняты. С такой инициативой регион обратился в Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан. В данный момент предложение находится на рассмотрении.
Об этом рассказали на брифинге, посвященном качеству связи и защите прав абонентов, руководитель отдела связи и автоматизации государственных услуг управления цифровых технологий Айгуль Бекетова, главный специалист регионального департамента торговли и защиты прав потребителей Дина Сенбаева.
При этом повышение стандартов не должно финансово ударить по мобильным компаниям. Благодаря государственным льготам и налоговым преференциям за использование радиочастотного спектра, малонаселенные пункты уже давно включены в зону ответственности операторов.
Выступающие подчеркнули, что сталкиваются скорее с другой проблемой – радиофобией. Инвестиции в строительство базовой станции, достигающие 100-150 млн тенге, иногда оказываются под угрозой из-за недопонимания и страхов местных жителей. Эта проблема вынуждает операторов вкладывать ресурсы в разъяснительную работу среди населения, чтобы развеять мифы.
- В целом же Интернет стал не просто очередным удобством, а основной потребностью, правом каждого человека. А его отсутствие или плохое качество можно считать ограничением доступа к информации, будь то образовательные или развлекательные материалы, - отмечает руководитель отдела связи и автоматизации государственных услуг управления цифровых технологий Айгуль Бекетова. - Недовольство граждан качеством предоставляемых услуг связи не остается без внимания. Главная жалоба заключается в неспособности получить должное качество услуги, несмотря на своевременную оплату. В таких случаях рекомендуется, прежде всего, обратиться к своему оператору связи. Если обращение в службу поддержки не принесет результата, абоненты имеют право на написание официального обращения в комитет по телекоммуникациям Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК. В этом случае, указав детали проблемы, контактные данные и точный адрес, абоненты могут инициировать внеплановую проверку качества услуг, предоставляемых оператором. Причем в итоге не только может быть выписано предписание, но и составлен протокол об административном правонарушении.
Специалисты на брифинге между тем отметили, что с каждым годом ситуация на рынке цифровых услуг улучшается. Важным поворотным моментом стало подписание меморандума между Министерством цифрового развития и операторами связи в 2020 году. Проект «250+», направленный на обеспечение доступом к Интернету населенных пунктов с численностью от 250 человек, обеспечил связью сотни сел.
- Там, куда не доходит традиционная инфраструктура, на помощь приходят такие инновационные решения, как спутниковый Starlink, - говорит главный специалист регионального департамента торговли и защиты прав потребителей Дина Сенбаева. – С конца прошлого года к нему уже подключили несколько школ в отдаленных уголках Казахстана.
С амбициозной целью охватить всю страну к 2027 году качественным и быстрым Интернетом в конце прошлого года был запущен национальный проект «Интернет для всех». К тому же, в этом году пройдут многочисленные всесторонние проверки с участием прокуратуры. Штрафы будут налагаться не за количество жалоб, а за неисполнение оператором своих прямых обязательств. Важным аспектом станет то, что право на качественный Интернет не должно зависеть от численности жителей в том или ином населенном пункте.
В заключение, выступающие подчеркнули, что каждый абонент имеет право требовать качественные услуги за свои деньги. Это касается не только Интернета, но и всех аспектов телекоммуникационных услуг. Взаимодействие с государственными органами и операторами связи должно быть прозрачным и эффективным, чтобы каждый гражданин чувствовал поддержку и защиту своих прав.
Александр ПОПОВ, г. Қонаев