Найти Сэма
Раннее утро. По тротуару быстрым шагом идет мужчина средних лет, прилично одетый: костюм, галстук. Видимо, торопится на службу. Вдруг из придорожных кустов выскакивает собака и впивается зубами ему в ногу. Человек вскрикивает от неожиданной боли, оборачивается. Потом пытается догнать убегающего пса (непонятно зачем), но тот скрывается в зарослях зеленых насаждений.
Укушенный собакой мужчина громко кричит. Настроение испорчено, штаны порваны, нога болит и кровоточит, о делах на время придется забыть... Он идет в ближайшую поликлинику, где, невзирая на протесты, ему вводят сыворотку против бешенства, назначают обследование, анализы. Все это может продлиться до конца недели. Он клянет вчерашнюю поломку машины, из-за которой пришлось идти на работу пешком, саму машину, собаку, врачей и...себя.
Мужчина что-то невнятно отвечает докторам, а перед его глазами стоит образ убегающего от его гнева пса. В этом лохматом, «бомжеватом» существе увиделось что-то знакомое: по движениям, высоко торчащим ушам и окрасу. Неужели... Неужели это был Сэм? Его собака, с которой он дурно поступил, по запальчивости выставив из дому.
В тот день добряк Сэм по какой-то своей собачьей надобности повалялся на клумбе с любимыми цветами жены – петуниями, и супруга устроила такую истерику, будто в доме кто-то умер. Потом приказала голосом, не терпящим возражения: «Чтобы этого паршивого пса больше не видела!». Он попытался успокоить ее, но супруга в эмоциональном порыве поставила извечный женский ультиматум: или она, или собака. Тогда он дрогнул перед ее злыми слезами. Боясь нового припадка женской истерики, мужчина посадил ничего не подозревающего Сэма в машину, отвез на окраину города, выпустил, а сам уехал домой.
Жена и раньше недолюбливала пса за его непосредственное проявление радости при виде хозяйки: он кидался ей на грудь, едва не сбивая с ног, и пытался облизать набеленное и накрашенное лицо. Злилась на ночной лай Сэма, обегавшего свою территорию и тем самым заявлявшего права на эту местность. Собака-трехлетка была лохмата и весела, линяла, теряя по двору шерсть, и этим тоже раздражала супругу.
Детей у них не было. Мужчина считал Сэма, выросшего у него на глазах, ну, конечно, не сыном, но своим воспитанником, которого научил собачьим премудростям по несению сторожевой службы и исполнению приказов хозяина. Он всегда брал своего любимца на рыбалку, дружеские посиделки на лоне природы, но однажды, во время их отсутствия, в доме произошла кража, и после этого Сэм уже не покидал своего места, охраняя дом. За все последующие годы, проведенные псом на службе у любимых хозяев, более никто не посягал на охраняемое им имущество, зная о его присутствии во дворе дома. На ночь собаку отпускали с привязи. Сэм бегал по территории усадьбы, громко взлаивая в ночной тишине. В одну из таких привольных ночей он измял клумбу, за что и был изгнан из дома.
Поначалу хозяин очень жалел о своем питомце, не находил себе покоя – мучила совесть. Каждый день ездил к тому месту, где оставил Сэма, но собака будто в воду канула. А цветы на клумбе поднялись, как ни в чем не бывало, и пестрели ярким цветом лепестков до поздней осени. Отношения с женой к зиме совершенно разладились: раньше ей мешал своим присутствием пес, а теперь и муж.
Прошло уже два года с того злополучного дня, когда он оставил Сэма на пустыре у реки. Неужели собака до сей поры не забыла нанесенной ей несправедливой обиды, тогда как он, человек, уже плохо помнит своего доброго пса? Теперь он и сам покинул свой дом, разведясь с женой, и жил на съемной квартире. Чуть было не потерял работу из-за судебных тяжб и заявлений бывшей супруги, которые она писала его руководству. Только высокий профессионализм помог ему остаться служить в компании. Он теперь успешный менеджер, и скоро у него появится новое жилье.
Но мужчина помнил, что все его долгие неприятности начались после необдуманного расставания со своим другом Сэмом. За глупые и дурные поступки всегда приходится платить сполна. И вот теперь, когда жизнь вошла в ровную колею успеха, его добрый пес напомнил о своем существовании. Мол, тебе теперь хорошо, а как же быть мне – бездомному и голодному? Больно? Ну, что ж? Это уж как умеют, так они нас и судят. Так думал человек, венец Божьего творения, в своем мысленном покаянии перед братом своим меньшим, сумевшим выразить нежданным укусом всю свою боль непреходящей любви к хозяину.
«Надо найти Сэма, - думал мужчина. Он шел по аллее, заметно прихрамывая, но не обращал внимания на разодранные штаны. – Может быть, он простит меня. Мы с ним достаточно много печали пережили в разлуке, но во всем произошедшем виноват только я. Расскажу ему об этом при встрече. Скажу, что понял: нельзя предавать друзей никогда и ни при каких жизненных обстоятельствах».
Николай ТАЛГАРСКИЙ