Станция, соединяющая континенты
Стратегия «Казахстан-2050»
Одной из главных точек трансконтинентального железнодорожного маршрута «Порт Ляньюнгань (Китай)-порт Роттердам (Голландия)» протяженностью более 11000 километров является пограничная станция Достык. Это крупная внеклассная грузовая станция, расположенная на границе между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой на магистрали, соединяющей страны Юго-Восточной Азии со странами СНГ и Восточной Европой.
В железнодорожном транспортном сообщении станция Достык играет одну из ключевых ролей. По характеру работы она относится к грузовой пограничной станции, с выполнением грузовой и сортировочной функций. Стратегический для страны объект выполняет полный перечень функций, необходимых для обслуживания вагонов и контейнеров, следующих через Государственную границу.
На железнодорожном пограничном переходе Достык-Алашанькоу, из-за разницы ширины колеи железнодорожных магистралей двух стран, производятся следующие операции: прием и отправление, формирование-расформирование поездов; перестановка вагонов с колеи 1520 мм на колею 1435 мм и обратно; обеспечение перегруза грузов различных видов и контейнеров из вагонов КНР в вагоны РК и наоборот; предоставление таможне «Достык» товаросопроводительных документов для таможенного оформления; прием-отправление пассажирских поездов и обслуживание пассажиров; операции по приему и сдаче грузов в КНР. Также производится смена локомотивов и локомотивных бригад пассажирских и грузовых поездов, а также другие операции.
Так, по итогам девяти месяцев экспортный грузооборот станции составил 29955 вагонов, то есть 640711 тонн. В сравнении с 2016 годом, он увеличился на 12237 вагонов, что составляет 169%. Импортный грузооборот составил 62602 вагона, или 1135558 тонн. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года этот показатель вырос на 12814 вагонов. Увеличение грузооборота говорит об устойчивом развитии экономики страны, где есть вклад и нашей станции. Можно с уверенностью говорить, что общий грузооборот железнодорожного узла достиг отметки 6383497 млн тонн.
Говоря об устройстве станции, отмечу, что к ней примыкают: однопутный перегон – разъезд 19-Достык колеи 1520 мм, оборудованный устройствами однопутной бессигнальной двухсторонней централизованной автоблокировки с тональными рельсовыми цепями (ТРЦ-АБТ-АТ-97), а также двухпутный перегон – Алашанькоу-Достык колеи 1520 мм и 1435 мм, оборудованный релейной полуавтоматической блокировкой по каждому пути (РПБ-82). Также станция оснащена устройствами электрической централизации стрелок и сигналов. Имеются 4 приемоотправочных парка «А», «В», «Д», «Т» и сортировочный «Г».
Действуют здесь крытый пункт перестановки колесных пар вагонов, девять перегрузочных мест; подъездные пути: ТОО «КазРосИмпэкс», ТОО «Достык Газ Терминал», ТОО «Tengri-Dostyk», ТОО «DostykKargoServise», ТОО «ТЭК-Казахстан». Перерабатывающая способность перегрузочных мест: от 12 до 80 вагонов в сутки.
Увеличение товарооборота с соседними странами, развитие логистики – все это первоочередные задачи, поставленные Главой государства Нурсултаном Назарбаевым. А судя по планомерно увеличивающимся показателям работы станции Достык, можно с уверенностью говорить, что поставленные цели здесь реализуются успешно.
Валентина Иванова,
Алакольский район.