«Перевернутый класс», или новая модель образовательного процесса

В период дистанционного обучения школам необходимо создавать для учащихся новые образовательные условия, учитывающие особенности онлайн-обучения, образовательные потребности, объем учебной информации, развивающие у школьников навыки критического анализа, планирования собственной учебной деятельности. Задача учителя - организовать обучение по принципу: ученик - активный добытчик, искатель истины, мыслитель, разработчик.
Эффективной методикой, позволяющей активизировать познавательную деятельность учащихся, является модель «Перевернутый класс». Особенность модели в том, что основные учебные действия меняются местами: то, что было классной работой, изучается в домашних условиях, а домашнее задание рассматривается в урочное время в онлайн-режиме. Популярные формы классной работы в данной модели – упражнения, тестовые задания, дискуссии, создание и презентации творческих, исследовательских проектов. Другими словами, обзорное знакомство с новой темой замещается совместным ее изучением и исследованием.
Зачем педагогу «переворачивать» обучение? В своей практике учителя сталкиваются с проблемами, которые сложно решить в рамках традиционного урока: пассивность учащихся; непонимание, зазубривание учебного материала; нехватка времени у педагога для индивидуального подхода; достижение учащимися максимум среднего уровня согласно таксономии Блума (знание, понимание, применение).
Традиционное обучение ограничивает возможности реализации метапредметного подхода и формирования у учащихся компетенций: творческий подход и новаторство; критическое мышление; способность решать проблемы; коммуникабельность и сотрудничество; информационная и медиаграмотность; гибкость и способность к адаптации; инициативность и самостоятельность; способность делать выбор и ответственность; лидерство.
Сущность обучения в рамках модели «Перевернутый класс»: школьники изучают учебный материал самостоятельно во внеурочное время.
Преимущества: освоение учебных ресурсов и технологических инструментов в индивидуальном темпе; отсутствие временных ограничений и психологического дискомфорта у обучающихся, вследствие многоразового изучения темы до полного понимания; возможность онлайн-общения со сверстниками и педагогом; обучение «решению проблем путем создания новых идей».
Урочное время используется для практической учебной деятельности.
Для учителя положительным является возможность вовлечения всех учащихся в активные формы учебной деятельности и оказания помощи детям с затруднениями в обучении; повышение уверенности и интереса к выполнению учебных заданий; эффективное использование образовательных Интернет – ресурсов; формирование у школьников критического мышления, интеллектуальных способностей и ключевых компетенций.
Модель «Перевернутый класс» ставит во главу образовательного процесса ученика, формирует у него чувство ответственности за персональное обучение, функциональную грамотность, мотивирует для созидания.
Ольга Васильева,
учитель начальных классов
КГУ СШ №2, города Талдыкорган.