Что сделает детей успешными завтра?
Хочу поделиться мыслью Э. Кинга :
«Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы»
Некоторые из востребованных профессий сегодня не существовали вовсе. 65% детей, которые завтра пойдут в школу, будут работать по специальностям, о которых мы ещё не знаем.
У наших детей западает уровень применения знаний и рассуждения, хотя уровень знания материала остается довольно высоким. Учащиеся не могут говорить, не могут аргументировать свою позицию, не могут использовать полученные знания для решения практических заданий на ЕНТ и итоговой аттестации.
В географии функциональная грамотность формируется достижением, предметных результатов через:
- работу с текстом
- работу с географической картой
- работу со статистическими данными.
При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов. Наиболее часто используемые:
- комментированное чтение (в 5 – 6 классах), которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное
- составление простой таблицы на основе параграфа учебника (в 5 – 6 классах)
- составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений (7 – 11 классы)
- высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы (9 – 11 классы)
- составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание – написание текста по указанной схеме
- составление развернутых планов и конспектов параграфов
- создание схематичного рисунка по тексту
- нахождение географических ошибок в предложенном тексте
- заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу
- составление кроссвордов (в 5 – 7 классах)
- чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса. Данный прием успешнее всего можно использовать при подготовке команды учебного заведения к участию в различных географических конкурсах.
Внимание, работе с картой следует уделять на каждом уроке. Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:
1) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представления и лучше запомнить карту. Например:
- укажите материки западного и восточного полушарий;
- расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Алтай, Тянь-Шань.
2) «Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Например:
- Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай – Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты
- Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция – Албания находится в Европе, остальные – в Азии.
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Это значит, что в каждый урок или внеурочное время должны быть включены задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности, а это позволит применять работы с текстами в различных ситуациях, которые связаны с личной и школьной жизнью, местным обществом, общественной жизнью, работой и отдыхом.
Формирование умения работать с текстом – это важная задача образования вообще. Ведь текст – это тот источник информации, который обязательно используется человеком любой профессии в течение всей его жизни.
Одной из проблем, существующих сегодня на уроке географии, является
то, что среднестатистический ученик не хочет, не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ЕНТ учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания.
Поэтому особое внимание на уроке уделяю работе с текстом – учебным, художественным, научно-популярным.
Одним из главных средств обучения является учебник. Поэтому важная задача учителя – организовать работу ученика с текстом учебника.
Существуют разные виды и приемы работы с учебным текстом. Приведу
примеры некоторых из них.
1. Комментированное чтение. Оно помогает лучше понять и усвоить сложный материал. Выделить главное в тексте.
2. Составление таблицы на основе прочитанного текста: «Виды горных пород», «Природные зоны материка», «Климатические пояса», «Группы морских организмов».
3. Составление схемы на основе прочитанного текста: «Рельеф Земли», «Состав агропромышленного комплекса», «Топливно-энергетический комплекс».
4. Составление планов и «ментальных карт» текста параграфов.
Современный мир движется быстрыми темпами и развитие информационных технологии, где не только ребенку, но и взрослому человеку порой бывает сложно ориентироваться в жизни. Я придерживаюсь, следующего мнения о том, что функциональную грамотность учащихся можно развить, создав для этого специальные условия. Если учащиеся с самого начала готовятся к тому, что он должен создавать, придумывать, находить оригинальные решения известным проблемам, то функциональная грамотная личность этого ученика будет формироваться , как формируется три основных фактора:
Первый - это умение решать конкретные жизненные проблемы (в различных сферах - от бытовой, коммуникативной до правовой)
Второй - компьютерные и информационные умения
Третий - коммуникативные умения
Исходя из выше сказанного мои ученики добились определенных результатов приняв участие в предметных олимпиадах, конкурсах в том числе и экологических, ученицы 10 класса приняли участие в республиканской олимпиаде «КИО» Савченко Диана получила сертификат за участие, Бутова Диана получила I место в районе, учащиеся 7-8 классов приняли участие в предметной олимпиаде Гусенова Низара заняла II место в районе, учащиеся 5-6 классов, так же заняли III место в районе, это Попова Ариана, Курбанова Элина, Сайлаубай Алихан. Так же мои ученики приняли активное участие в экологическом форуме, но результатов пока нет, надеюсь они не заставят себя ждать, потому что работы детей талантливы. Есть и мой результат приняв участие в дистанционном конкурсе по географической грамотности «Әдістемелік шеберхана» , мои урок в районе занял первое место, а в области третье.
Коксуский район,
село Балпык би,
КГУ «СШ№ 2 имени М.Курманова»
учитель географии Кустаубаева Г.С.