Дорога к храму, где след акына явен
У меня очень теплые отношения со знаменитой поэтессой, акыном Надеждой Лушниковой. В первый день Нового года я позвонил ей, чтобы поздравить с праздником. В ответ она сказала:
- Исмаилжан, ты не против, если этот год мы начнем с паломничества в музей Жамбыла, побываем у могилы акына, возьмем с собой Жылбека Токтасынова - моего ученика. Думаю, что год, начатый нами с посещения дома великого акына, принесет нам удачу!
Конечно, я согласился. Много лет дружу с Надеждой Андреевной, прекрасно знаю ее детей, внуков: она одна из самых близких мне людей.
И вот наступил первый рабочий день января. Мы с поэтессой выезжаем в село Жамбыл вместе с Жылбеком Токтасыновым, он за рулем автомобиля. 51-летний акын и композитор Жылбек, наверное, любимый ученик поэтессы.
С творчеством Надежды Андреевны знакомы многие казахстанцы: она, русская женщина и выдающийся акын, своим главным наставником считает Жамбыла, к памяти которого относится трепетно. Именно на его литературном наследии она училась искусству импровизатора. Мы с удовольствием слушали рассказ поэтессы:
- Детство у меня, как у всех детей военных и первых послевоенных лет, было нелегким. Люди недоедали, жили впроголодь. Конечно, я не была исключением. Наша семья жила на жайлау в Ушконыре. Разумеется, все мои земляки говорили на казахском языке, оттуда у меня любовь ко всему казахскому. Судьба подарила мне в те годы удивительную встречу с Жамбылом, которая предопределила всю мою жизнь. Я, маленькая девочка (мне еще нет и пяти лет), с матерью казахской подруги побывала в гостях у акына. Увидев меня, синеглазую русскую девочку, говорящую на казахском языке, Жамбыл поцеловал меня и угостил огромным апортом. Этот подарок стал для меня символическим. Позже я восприняла этот неожиданный жест жырау, как благословение на будущее творчество.
К нашему разговору присоединяется Жылбек.
- А я родился в небольшом селе Коккайнар. С детства играл на домбре, любил исполнять народные песни, знал наизусть некоторые песни Жамбыла. Мои предки были знакомы с великим акыном, общались с ним... А моим главным наставником являетесь Вы, Надежда Андреевна. Никогда не забуду, как весной 1989 года Вы пригласили меня, семнадцатилетнего юношу, в районную школу акынов – это предопределило мою судьбу.
- Тебя, Жылбек, не заметить было трудно! У тебя был звонкий голос, горящие глаза, великолепная память. Неслучайно ты быстро выучил айтысы, в которых участвовали Суюнбай, Жамбыл и Умбеталы... Главное - в жизни каждого из нас особую роль сыграл Жамбыл.
В прошлом я часто бывал в музее знаменитого акына: обходил помещения, слушал рассказы экскурсовода о жизни Жамбыла. У меня была мечта зайти во все комнаты последнего дома акына, посидеть на диване, взять знаменитую трость поэта, почитать книги, изданные при жизни жырау, проехать на машине, в которой часто с Жамбылом ездил и мой отец. Я рассказал Надежде Андреевне о своей мечте.
- Думаю, Исмаилжан, руководство музея сделает исключения для тебя. Ведь они знают, что имам Абдыкадыр-кари был одним из самых близких людей Жамбыла в последние годы жизни, провожал его в последний путь с чтением жаназы. Твоя мечта сегодня исполнится, а вместе с тобой музей обойдем и мы с Жылбеком, - сказала с улыбкой поэтесса.
Мы быстро подъехали к музею, но прежде, чем войти в здание, мы прошли к мазару Жамбыла, который находится в саду, чтобы почтить память акына. Мавзолей создан архитектором Иваном Белоцерковским по эскизу художника Абилхана Кастеева. Отдали мы должное и памяти композитора Нургисы Тлендиева, который покоится недалеко от мазара.
В музее нас тепло, по-родственному встретила директор мемориала, внучка великого акына Салтанат Жамбылова. Салтанат - дочь младшего сына
Ж. Жабаева – Тезекбая. Она почти всю жизнь провела в родном селе. С раннего детства часто бывала в музее, мечтала посвятить жизнь изучению творчества деда, знает наизусть почти все произведения поэта. Окончив в селе Жамбыл среднюю школу, С. Жамбылова поступила на филологический факультет КазГУ. Получив диплом филолога, специалиста по казахскому языку и литературе, Салтанат начинает свой трудовой путь в литературно-мемориальном музее Жамбыла. В ее трудовой книжке лишь одна запись – музей Жамбыла Жабаева. Работала экскурсоводом, многие годы являлась главным хранителем, а с 2018 года возглавляет музей. Салтанат Тезекбаевна не только готова ответить на любой вопрос о жизни и творчестве великого акына, но и хорошо знает фонды мемориала, может рассказать о любой кинохронике или фотографии, где снимался жырау. Вот такая неординарная личность возглавляет нынче музей.
Со словами «бисмиллах-ар рахман-ар рахим», с правой ноги, я переступаю порог дома Жамбыла, где он жил последние семь лет жизни - с 1938-го по 1945 год. Я благодарен судьбе, что в виде исключения нам разрешили, подняв ленточки, которые огораживают помещения от посетителей, побывать во всех 12 комнатах музея. Хочется подчеркнуть, что этот дом был подарен поэту к 75-летию начала его творческой деятельности Правительством Казахской ССР в 1938 году. Здесь жил гениальный акын, и в нем неоднократно бывали при жизни поэта Мухтар Ауэзов, Михаил Шолохов, Дина Нурпеисова, Александр Фадеев, Каныш Сатпаев, Жумабай Шаяхметов, Абилхан Кастеев, Сабит Муканов, Габит Мусрепов, Габиден Мустафин и многие другие. Жамбыл скончался 22 июня 1945 года в г. Алма-Ате. Его уход оплакивал не только Казахстан, но и все народы всего бывшего Советского Союза. Он был одним из самых известных жителей нашей республики всего 20 века. Уже 30 июля 1945 года Союз писателей КазССР направил письмо в Совет народных комиссаров республики, где говорилось: «Среди ряда мероприятий по увековечению памяти великого народного акына Казахстана, трижды орденоносного Джамбула (Жамбыла – И.И.), одно из центральных занимает превращение дома-усадьбы Джамбула в государственный литературный музей. Здесь должно быть все собрано, что относится к Джамбулу – начиная от предметов его обихода и одежды и кончая полным собранием его трудов и исследованием о нем». Дом-музей Жамбыла был открыт по постановлению Правительства Казахской ССР от 13 февраля 1946 года. Прошло почти 80 лет после кончины акына, но обстановка в последнем доме Жамбыла сохранилась такой, какой она была при жизни поэта.
Наше знакомство начинается с гостиной комнаты. Мы видим старинную мебель, сервант, посуду - все в отличном состоянии. С волнением смотрю на стол, где находятся самовар, чайный сервиз, поднос. Узнаю, что все это подарено акыну великим режиссером Сергеем Эйзенштейном, знаменитой балериной Галиной Улановой и известным биологом Борисом Киллером. Конечно, понимаю, что за этим дастарханом неоднократно сидел и мой отец имам Абдыкадыр-кари и пил с Жамбылом чай. Рядом находится кабинет личных врачей Жамбыла, здесь сохранились медицинские принадлежности тех давних лет. Вхожу в кухню, где повара готовили по согласованию с медиками завтрак, обед и ужин акыну.
С особым трепетом переступаю порог спальной комнаты. Вижу железную кровать, личные вещи, часы, домбру и трость. Хранительница разрешает мне взять в руки домбру акына, я с волнением передаю ее в руки Надежды Андреевны Лушниковой. Акын Надежда апай помнит многие айтысы своего великого учителя. Она исполняет айтыс Жамбыла с Диной Нурпеисовой. Красивый голос поэтессы раздается по всему дому. Кажется, что машина времени перекинула нас в далекие 1940-е годы, и мы находимся в гостях у акына Жамбыла. Надежда Андреевна передает домбру своему талантливому ученику акыну Жылбеку - он с воодушевлением исполняет другие айтысы, песни Жамбыла.
Я беру в руки трость Жамбыла: ее ежедневно касалась рука акына. Меня охватывает необыкновенное чувство: кажется, что мою руку крепко пожал поэт. Вижу часы, которые тикали при жизни жырау, их стрелки остановились на 7 часах 55 минутах. Именно в это время 22 июня 1945 года остановилось горячее сердце акына.
Мы попадаем в рабочий кабинет Жамбыла. В этой комнате акын принимал знаменитых гостей, беседовал с ними, а его личные секретари читали ему вслух книги, газеты, записывали его стихи, под диктовку писали письма. Я сажусь на старый диван, беру в руки старую книгу, изданную в 1938 году на латинице, и читаю вслух на казахском языке стихи поэта. Передаю книгу Надежде Андреевне и Жылбеку, и они читают сборник стихов.
Вижу в кабинете радио, которое любил слушать акын: он не пропускал ежедневные новости, в годы войны следил за информацией Советского информбюро о положении на фронте. Мне рассказали, что он неоднократно слушал по радио концерты великой певицы Куляш Байсеитовой, к которой относился как к дочери. Знаменитая артистка приезжала к акыну и уже вживую исполняла любимые песни Жамбыла. Сохранился черный телефон, который висит на стене - им часто пользовался поэт. Большую стену украшает ковер с изображением героя национально-освободительного движения казахского народа 1916 года Амангельды Иманова. Ковер был изготовлен Алматинской ковровой фабрикой по эскизу художника Абилхана Кастеева.
В других комнатах музея собраны книги Жамбыла, тетради, письма фронтовиков.
К Дому-музею позже были пристроены экспозиционный и конференц-залы. Надолго останавливаюсь перед застекленным шкафом, где вижу знаменитый красный шапан Жамбыла - в нем акын дважды бывал в Москве, встречался со Сталиным, получал государственные награды из рук Калинина. Обычно он надевал красный шапан и на сессии Верховного Совета Казахской ССР, депутатом которого являлся. В экспозициях находятся и материалы, посвященные участию Жамбыла в Первой декаде казахской литературы и искусства в Москве в 1936 году. Надо помнить, что с этого времени началась всемирная слава «Гомера ХХ века». Отдельные стенды посвящены творчеству акына в годы Великой Отечественной войны. Мы видим депутатское удостоверение, коллекцию государственных наград поэта, куда входят ордена Ленина, Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», медаль и удостоверение лауреата Сталинской премии.
На стендах - фотографии секретарей Жамбыла и снимки ученых-жамбыловедов, которые посвятили жизнь изучению творчества акына.
Наша экскурсия продолжается в конференц-зале. «Здесь мы проводим презентации книг, научные конференции», - поясняет нам Салтанат Тезекбаевна, директор музея.
Мы выходим из основного здания музея, подходим к старому дому акына. Я говорю своим друзьям: «Именно здесь, в здании, которое Жамбыл построил сам, мой отец, имам Абдыкадыр-кари выполнил последнюю волю акына – проводил его в последний путь с чтением жаназы».
В 1938 году Правительство Казахской ССР в связи 75-летием начала творческой деятельности Жамбыла подарила ему автомобиль ГАЗ М-1 («Эмка»). Таких машин на тот момент в республике было всего шесть. Современники рассказывали, что жырау, получив награду, сказал: «Спасибо за машину, но мне достаточно было и лошади: я не привык передвигаться по ровной дороге». На этом автомобиле поэт ездил в Алма-Ату, Узун-Агач и Фабричный.
Машина находится на вечном хранении в гараже музея. Хранительница открыла гараж, и мне разрешили сесть за руль автомобиля. Чувство было необыкновенное, ведь в этой машине вместе с Жамбылом неоднократно ездил и мой отец, имам Абдыкадыр-кари, которого в народе называли «Жамбылдын молдасы».
Пришла пора расставания: мы тепло попрощались с Салтанат Тезекбаевной и направились в дом внука Жамбыла, Народного акына Казахстана Алимкула Жамбылова (1927-2015), который последние годы жизни провел с семьей своего сына Муратхана. Очень теплые отношения связывали меня и с акыном Алимкулом: он ко мне относился по-отцовски, Муратхан – мой близкий друг. Надежда Андреевна многие годы дружила с акыном, участвовала и в айтысе с ним. В этом доме, как близких родственников, нас гостеприимно встретил Муратхан и его супруга Роза. За дастарханом мы прочитали суры из Корана, поминая великого акына Жамбыла, акына Алимкула, всех их предков и потомков, которые ушли из жизни.
Исмаилжан Иминов, Жамбылский район