По особому велению сердца
Мейрамгуль Мукушева живет в Туздыбастауском сельском округе Талгарского района, а работает санитаркой в медицинском центре в г. Алматы. Она вырастила сыновей, радуется внукам. На первый взгляд, обыкновенная жизнь простой казахской женщины.
Но есть в ее судьбе особенные страницы. Они наполняют ее сердце болью и гордостью за свое поколение – за тысячи молодых парней и девушек, не испугавшихся потерявшей доверие власти в декабре 1986 года и смело заявивших ей о своей воле - свободе и независимости родной страны. Девушка, как и ее сверстники, не была политиком, но сегодня, спустя почти сорок лет, она понимает, что вышла на площадь по какому-то особому велению сердца. Выросшая на просторах семипалатинской степи, на родине великого Абая, она просто не могла быть в эти трагические дни вдали от своих друзей и коллег. Это сегодня она понимает, что сильно рисковала, но разве в молодости ты думаешь об этом? Вера в себя, в то, что тебя обязательно услышат, вела ее на центральную площадь г. Алматы вместе с рабочими из общежития.
Мейрамгуль помнит, что вышла после производственной смены в 22.30 из Алматинского хлопчатобумажного комбината, где работала второй год. Кругом было много людей: они что-то бурно обсуждали, призывали всех выходить. Мейрамгуль понимала, что происходит что-то важное. Пешком с улицы Матэ Залки они пришли на площадь ближе к четырем часам утра. К тому времени солдаты уже стояли в оцеплении, было много народу, собралась толпа, в основном, это была студенческая и рабочая молодежь.
- Когда шли на площадь, то шли уверенно и гордо, зная, что цель одна - высказать свое мнение против назначения Геннадия Колбина на пост главы республики. Но, конечно, никто не ожидал, что на площади развернется большая человеческая трагедия, - у Мейрамгуль Мукушевой до сих пор болит сердце, когда она вспоминает эти минуты. - Люди, стоя плотным кольцом напротив солдат, отчаянно кричали и скандировали, требуя смены руководителя. Видя, что толпа не идет на уговоры, демонстрантов начали разгонять овчарками, поливать водой из шлангов, бить дубинками. Ближе к рассвету, к восьми часам утра все стали разбегаться. Мою подругу Гульжайну избили, а собаки в клочья разорвали ее шубу...
Кое-как добравшись до общежития, уже вечером 17 декабря Мейрамгуль уехала в свое родное село Калинино (ныне – Туздыбастау).
Спустя время какие-то люди в штатском приходили в общежитие, выясняя, кто был на площади, и предупреждали всех, чтобы больше не принимали участие в демонстрациях. Потом Мейрамгуль вышла замуж за Ельтая Мукушева, в семье родились дети, все постепенно наладилось. В 1989 году ей пришлось уехать в родной Мариногорск к маме. Но там ее находят и допрашивают, и лишь несколько позже дело сдают в архив.
Сегодня на дворе другие времена. За мужество и героизм государство отметило ее юбилейной медалью «Қазақстан Республикасының Тәуелсіздігіне 25 жыл». Но сколько бы ни прошло лет, Мейрамгуль Мукушева будет помнить тот самый холодный декабрь...
Желтоксан – это неугасимая боль и память казахского народа. Его уроки напоминают нам, как важны мир и взаимопонимание между людьми, свобода личности и независимость Родины.
Фатима ЕРЖАНОВА, Талгарский район





