Цифровая война за платформу Egov
Цифровая революция. Новая платформа закрывает многомиллиардные заказы для IT-монополистов и даёт шанс простым компаниям.
Планы по созданию единой государственной цифровой платформы, по модернизации EGOV и меморандум с компанией СБЕР вызвали резонанс в казахстанском обществе. С начала дискуссии ORDA даёт полный спектр информации, комментариев и различных точек зрения, а сегодня публикует мнение IT-специалиста Ернара Ахметова, которое показалось редакции интересным и заслуживающим внимания.
Как специалист в области информационных технологий, а не мастер слова и ораторского искусства, я в своём разборе опираюсь только на факты. И перед непосредственным анализом отмечу самые важные из них:
— В Казахстане до подписания меморандума со СБЕРом работало много иностранных корпораций, которые предлагали свои решения в сфере IT. В частности: SAP, Huawei, Microsoft, 2ГИС, 1С, Oracle и другие. Данные бренды представляют Китай, США, Россию и другие государства с развитой IT индустрией. Таким образом, привлечение иностранных корпораций в решение IT задач в частный и государственный сектор является нормальной, повсеместной практикой.
— По разным оценкам, на каждую из указанных выше корпораций приходится порядка 50-100 млн ежегодного дохода в квазигосударственном и государственном секторах страны. Суммарные затраты на государственную цифровизацию составляют свыше 250 млн долларов в год. А теперь сравните эти цифры с общей проектной стоимостью разработки eGOV на платформе СБЕРа в течение пяти лет — 500 млн долларов. 250 млн и 500 млн. Внушать мысль о безумной дороговизне проекта цифровизации национального масштаба можно только крайне неосведомлённой публике.
— 2ГИС является дочерней компанией СБЕРа и одним из самых популярных навигаторов в СНГ. Международный картографический навигатор/справочник располагает данными о нахождении и передвижении своих пользователей по всему миру, в том числе граждан Казахстана.
— Единственной отечественной компанией, которая способна реализовывать масштабные проекты в Казахстане, является BTS Digital. В качестве стратегического партнёра её выбрали специалисты СБЕРа. С 2018 года компания заплатила в казну государства более 3,2 млрд тенге налогов. В команде числится более 250 профессионалов со всей Евразии. В портфеле имеются такие кейсы, как: Aitu, городские сервисы Aitu City, маркетплейсы Onay Bazar, Happy Food, Dosmart.kz, финтех-проекты, цифровое удостоверение личности Digital ID и ещё ряд проектов. Один из главных продуктов – Касса24. У проекта более девяти тысяч собственных терминалов по Казахстану и порядка 5500 партнёров, использующих программное решение компании.
— Около 90% предпринимателей страны ведут учёт на 1С. И если руководствоваться логикой продвигаемых тезисов про утечку данных, то можно сказать, что вся информация, которая хранится и обрабатывается в 1С, может передаваться в Россию к её разработчикам. Но об этом никто не говорит, так как на рынке 1С нет монополистов, претендующих на контракты за сотни млн долларов.
— Китайский Huawei присутствует на рынке Казахстана более 14 лет. Деятельность компании в Казахстане охватывает практически все бизнес-группы корпорации — Huawei Carrier, Huawei Enterprise и Huawei Consumer. Первая бизнес-группа сотрудничает со всеми казахстанскими операторами связи — Казахтелеком, Билайн, Алтел, Теле2. Вторая бизнес-группа Huawei Enterprise — подразделение, предоставляющее корпоративным клиентам IT-оборудование и решения. Партнёрами компании являются клиенты из финансового, нефтегазового, государственного, энергетического секторов экономики, также на базе Huawei внедряются системы обработки и передачи данных, облачные технологии и системы «Безопасный город». То есть зарубежные платформы, обрабатывающие личные данные казахстанцев, используются в Казахстане повсеместно.
Расклад сил в IT-индустрии Казахстана
Кто имеет представление об отечественной IT-индустрии, понимает, что в Казахстане существуют ТОП-10 IT-компаний, которые являются монополистами государственных заказов. Большинство из них задействованы в системе eGOV. Практика показывает, что в сегодняшнем состоянии еGOV имеет 400 информационных систем, которым сложно коммуницировать между собой. Их обслуживанием на протяжении многих лет занимаются одни и те же компании из списка ТОП-10. К примеру, если компания «А» создала одну из систем, то она же занимается и её обслуживанием на протяжении многих лет.
Таким образом, первая десятка компаний монополизировала рынок и не допускает в него никого другого. А речь идёт о сотнях миллионов долларов в год, выделяемых на цифровизацию государства. Такое положение дел полностью устраивало крупных игроков, финансовые потоки осваивались только ими. Но меморандум со СБЕРом может всё изменить, отсюда возбуждение и информационные волны. Для любого монополиста государственных услуг главное, чтобы ничего не менялось. Сохранение стаус-кво, а не развитие. За все время получения государственных контрактов у нас даже не пытались внедрять новые прогрессивные идеи и решения. Было всё для развития – время, возможности, однако зона комфорта без качественной конкуренции не стимулирует.
Топ IT-компании принимали активное и непосредственное участие в разработке eGov, и платформа объективно демонстрирует их способности. Достаточно вспомнить системные ошибки при начислении адресной помощи 42500 тенге, а также многократные сбои системы из-за резкого наплыва пользователей. Интеграция новой системы или выпуск сервиса в еGOV на данном этапе занимает более шести месяцев.
Сегодня весь мир идёт к платформенной модели, стремится к ней и Казахстан. Если меморандум со СБЕРом будет доведён до логического завершения, запуск новых сервисов на новой платформе будет занимать не более двух недель. А значит, рынок перестанет быть прежним, правила естественным образом изменятся в пользу здоровой конкуренции.
Новая платформа меняет текущий расклад конкуренции на IT-рынке, заявил министр цифрового развития Багдат Мусин. Почему? Это позволит начинающим стартаперам и фрилансерам наравне с консорциумом заниматься разработкой и обслуживанием государственной платформы, за счёт единых подходов и стандартов, предусмотренных в ней. Этот факт тоже вызывает недовольство старожилов-монополистов. И топовая десятка компаний включилась в борьбу, для чего был создан консорциум Software Factory.
Шум в информационном пространстве не случаен. Он создан искусственно, чтобы оказать давление на правительство. Продвигаются самые чувствительные и эмоциональные для казахстанцев тезисы, связанные с национальным суверенитетом, не имеющие ничего общего с реальностью. Ведь согласно меморандуму, платформа будет находиться на территории Казахстана, над ней будут работать отечественные специалисты, а СБЕР предоставит все исходные коды, которые проверит ГТС КНБ РК. Мировые IT производители от SAP до Oracle и Microsoft, активно работающие в Казахстане, в том числе и с государственными органами, отказывают в доступе к своим исходникам. и это не подрывает наш суверенитет.
Цель информационной атаки в одном — оставить все как есть, сохранить положение вещей в нынешнем состоянии: неработающая платформа eGov, низкого качества цифровые решение, продолжение монопольного распила бюджета. И это в то время, когда весь мир не стоит на месте, а несётся вперёд…