Сердитый квадрат: Сколько можно экспериментировать?
Хочу прямо и открыто высказать свое возмущение. Без всяких там сантиментов и заигрываний. Сколько живу на этом белом свете (а живу немало), не видела в системе среднего образования такого бардака, как сейчас.
Около 25 лет я нахожусь в тесном контакте с системой, возглавляя областной родительский комитет. Чиновники от образования превратили эту сферу в настоящий полигон для бесконечных «реформ», опытов, экспериментов и еще черт знает чего. А в роли «подопытных кроликов» выступают наши с вами дети. Причем этот процесс затянулся настолько надолго, что даже становится тревожно за наше будущее.
Вот мы такие по жизни: из крайности – в крайность. Была же прекрасная советская система образования. Кстати, одна из лучших в мире. Все, от начала и до конца, умно, ясно и понятно. И качество обучения – на уровне. А мы что сделали? Все это бездумно разрушили, а взамен ничего толкового не придумали. До сих пор шарахаемся из стороны в сторону. Вечером ложимся – одно, утром встаем – другое. По сей день не отработаны эффективные технологии и методики обучения предметам. Чуть ли не каждый год меняются учебники (наверное, на этом кто-то делает деньги). При этом главная их отличительная особенность – ляпы, ошибки, неточности. К примеру, в учебниках по истории разнятся даты и факты, по-разному трактуются одни и те же события. А вопросы в этих книгах встречаются настолько абсурдные, что диву даешься.
С легкостью отказались от пятибалльной системы оценки знаний учеников. Мы же помним, что, по крайней мере, они дисциплинировали детей, вынуждали хорошо учиться, да и стимул был: кто не хочет ходить в ударниках или отличниках? Взамен всего этого ввели какие-то аморфные СОРы и СОЧи. Первые, насколько мне известно, оценивают знания по разделам предметов, вторые – по итогам четверти. Такая растянутость расхолаживает учеников, снижает интерес к учебе. Да и объективности никакой нету. Сплошной формализм.
Бедных учителей «затюкали», лишив самостоятельности, выхолостив из них все творческое, превратив в послушных винтиков. В результате и ученики, и родители их не ставят ни во что. Но и сами учителя тоже хороши. Чуть что, заявляют ученикам: «Идите к репетиторам, они вас научат». Они и идут, все повально. Платят деньги. А там, в репетиторах, сидят те же учителя. Такая вот своеобразная схема подрабатывания. А между тем это не совсем законно. Потому что, если ты оказываешь платные услуги, ты должен платить налоги. Однако, это уже сфера предпринимательства и совершенно отдельный вопрос.
Чисто по-человечески учителей понять можно: зарплата маленькая, жить надо. Но такое отношение дискредитирует хвалебное бесплатное среднее образование. Позор, словом.
После всего этого у меня лично возникают вопросы: «Нужны ли нам такие школы, где не дают необходимых знаний? Нужны ли нам такие школы, где в классах с русским языком обучения после 11 лет изучения казахского языка выпускники не владеют им? Нужны ли нам такие школы, где царит безнравственность, результатом которой являются беременные школьницы? Нужны ли нам такие школы, где туалеты на улице и дети, особенно в зимнее время, калечат свое здоровье? И, наконец, нужны ли нам такие школы, где средь бела дня насилуют школьниц?» Жутко, но это реальность. Если мы не прозреем и не найдем ответы на все эти вопросы, последствия будут плачевными. Хватит замалчивать проблемы и заниматься самовосхвалением. Пора спуститься на грешную землю и включить разум. Пока не поздно.
Дания КЫДЫРБАЕВА,
председатель областного родительского комитета.