Бережно сохраняя прошлое
Когда я учился в начальной школе, на уроке литературного чтения наша учительница как-то спросила: «А кто из вас знает «жеті ата», и что означает слово «шежіре»? Никто ответить не смог, и нам задали это на дом, чтобы мы начали поисковую работу. Когда я спросил у своего дедушки Имандосова Кенесбека, он записал все имена своих предков и рассказал о них мне. Я горжусь своим дедом!
Я записал все имена своих предков и на следующий урок рассказал учителю. Вот мои «жеті ата», имена моих предков: Қасқа, Жұмағұл, Тілеумет, Қоскелді, Көпжасар, Имандос, Кеңесбек. Эти имена я произношу с особой гордостью. Найдя много интересной информации, хочу поделиться с вами.
Казахское слово «шежіре» происходит от арабского «шаджарат» – «родословная, генеалогия». Собственно тюркский термин оказался забыт (некоторые считают, что казахское название родословной - «жеті ата», но это явно поздний термин). Значение родословных определяется той ролью, которую род играл в жизни традиционного общества.
В повседневной жизни мы часто не придаем значения привычным элементам нашей традиционной культуры. А ведь в Европе и на Востоке лишь отдельные люди знали свое происхождение на протяжении многих поколений, т.е. имели родословную. Такие люди считались благородными, дворянами, аристократией.
Казахи – наследники древней воинской культуры, у казахов все рода занимали определенное положение в иерархии, но все являлись знатными, благородными, «аталы» - возводящими происхождение к «ата» - далекому предку. В устной литературе кочевников особое внимание уделяется «тектілік» – благородству, происхождению человека, наличию у него «тек» – «корней», «происхождения».
Каждый казах должен был знать свое происхождение, потому что он «атадан туған» – «рожденный от ата» – предка, занимающего свое место в общенациональном родословии – шежіре. Минимальным знанием было знание «жеті ата» – семи поколений предков. Почему именно семи? Потому что родственники до седьмой степени родства считались близкими.
У казахов для каждого поколения предков и потомков есть особые названия.
Когда ветка рода включала семь поколений («жеті атаға толды»), то по казахскому обычаю аксакалы родовой ветви обращались к старейшинам рода с просьбой выделить их в отдельный род (говоря современным языком, признать «юридическим лицом»). Старейшины рода в этой ситуации спрашивали у тех, кто желал отделиться: у вас есть собственные бай, батыр и бий, т.е. люди, способные обеспечить материально, защитить от нападения и представлять на судейских тяжбах членов рода?
Если бай, батыр и бий наличествовали, то выделение нового казахского рода с его наследием - енші происходило на торжественной церемонии с участием представителей всех трех казахских жузов, т.к. появление нового рода было событием общеказахского значения - народ Алаша пополнялся новым членом. Отныне члены нового рода имели общие скот и имущество, несли коллективную ответственность друг за друга. Например, бай был обязан обеспечить приданым девушку из бедной семьи, калымом – сородича, не имеющего возможности жениться из-за бедности. Каждый человек был готов, не задумываясь, пожертвовать собой за свой род и его честь.
Знание «жеті ата» было минимальным требованием к каждому казаху. В тоже время существовали особые люди-шежіреші, которые знали наизусть не только генеалогию, но и биографии, характер, деяния членов своего рода. Они были хранителями истории, знатоками обычаев и традиций, устного поэтического искусства. Говорят, что в древности родословные записывались в особые книги, которые были утрачены в годы «ақтабан шұбырынды».
Батыр Кенесбек,
СШ имени Панфилова,
село Когалы.