Зачем казахи разбрасываются сладостями – традиция Шашу
Многие казахские традиции, пройдя долгий путь через века, соблюдаются и сегодня. Шашу (разбрасывание сладостей) — одна из таких.
Казахи бросают шашу во время радостных торжеств. А таких очень много. Но самое яркое из них, это когда молодой джигит приводит в дом невесту. Осыпая молодоженов шашу, родственники показывают свою радость и причастность к празднику.
Сегодня шашу состоит из разных лакомств, но раньше в него добавляли и монеты. Когда гости всех возрастов бросаются подбирать сладости, в этом действе заложен глубокий смысл.
Сватовство по-казахски – чем больше нарушений этикета, тем лучше сват
Каждый хочет, чтобы такая же радость случилась и в его доме. Взрослые, подбирая сладости, несут их своим детям и внукам.
Казахи верят, что это хорошая примета и что через шашу передается положительная энергетика радостного события
«Шашудан ауыз тисін, оларда осындай қуанышқа жетсін» (пусть тоже попробуют сладости шашу, пусть у них тоже будет подобная радость), — говорят казахи.
Традиция в трудах ученых
Ученый Шайзада Тохтабаева описала несколько ситуаций, уместных для традиции Шашу. Вот некоторые из них:
«Целый комплекс ритуальных действий и этикетных правил разработан для таких состояний женщины, как беременность и роды. Первое известие о беременности женщины отмечалось небольшим пиршеством Құрсақшашу в узком семейном кругу (иногда с приглашением близких родственников и женщин-соседок). При этом будущую маму осыпали шашу — сладостяими, баурсаками, куртом и монетами, они символизировали изобилие, плодородие и благоденствие».
«Когда невестка осваивалась в новой обстановке, ее вместе с мужем и другими членами семьи пригашали домой родственники мужа на Үй көрсету (показ дома) или Отқа шақыру (приглашение «на огонек», на угощение).
Там в спокойной обстановке оценивали воспитанность и манеры нового члена семьи. Невеста должна была с поклоном войти в дом и оставить у порога принесенный ею подарок (о нем она заранее советовалась со свекровью). Обычно подарки были в виде ковра, отрезов тканей, а также собственноручно вышитых девушкой полотенец, скатерти, покрывала и пр. Эта традиция живет и в наши дни. В ответ женщина старшего возраста совершала Шашу, осыпая невестку конфетами и монетами».
Традиция в художественной литературе
Писатель Мухтар Ауэзов много раз становился свидетелем казахских традиций и немало из них описал в своих произведениях. В романе-эпопее «Путь Абая» нашлось место и Шашу.
«Абая усадили перед кроватью, с обеих сторон его окружали девушки, будущие свояченицы. Ербол, Жумагул и джигиты сели дальше, вперемежку с другими девушками. Едва все успели разместиться, как в юрту быстро вбежали три молодые женщины и заторопили сидящих:
– Опусите занавеску! Опустите занавеску!
Девушка, сидевшая рядом с Абаем, вскочила с места и опустила перед женихом атласный полог. Тогда женщины распахнули двери.
– Входите, входите! – они приглашали кого-то, стоявшего за дверью, и оглядывались в сторону жениха. – Встречайте, идут эне (теща)!
Абай, Ербол, Жумагул и девушки, сидевшие в юрте, вскочили со своих мест.
Занавес оставался опущенным. В юрту вошли три пожилые женщины. Посередине шла старшая эне Абая – первая жена Алшинбая, полная смуглая байбише. Рядом с нею – эне, мать невесты.
– Ну, матушки, выкуп! Где выкуп? Иначе не покажем вашего сына, – подшучивали молоденькие женщины, удерживая край полога.
– Поднимите занавес! Вот вам выкуп! – ответила байбише, показывая шашу.
Атласный занавес широко распахнулся. Жених стоял, скромно потупив голову, в немой покорности.
– Да будет жизнь твоя долголетней! Да пошлет тебе бог счастливое будущее, свет мой! – сказала старшая байбише и начала бросать девушкам шашу.
Посыпался урюк урюк, изюм, конфеты. Девушки, весело смеясь, принялись подбирать сласти».
Традиция сегодня
В наши дни Шашу очень часто можно наблюдать на таких торжествах, как Тұсаукесер, Ұл той, Үйлену тойы и многих других. Известный писатель Роллан Сейсенбаев высказал следующее:
«Традиции и обычаи — это морально-этические ценности казахов, которые копились и приумножались веками, они должны соблюдаться в нашей поседневной жизни, сохраняться и совершенствоваться».
Действительно, традиции не только сохраняются, но и совершенствуются. Однажды я был свидетелем необычного Шашу. Несколько лет назад я беседовал с Жанат Шаниной, внучкой Жумата Тургынбайулы Шанина (1892-1938), великого казахского режиссера, который стоял у истоков театрального искусства Казахстана, основателя казахского национального профессионального театрального искусства, первого народного артиста КазАССР.
Его ложно обвинили в покушении на Сталина в дни первой декады казахского искусства в Москве. Шанин был расстрелян как «враг народа».
Встреча наша проходила в академии искусств имени Т. К. Жургенова. Зал был полон. В присутствии студентов и преподавателей было рассказано много интересного из жизни великого человека.
А в завершение случилось самое неожиданное. Поблагодарив всех присутствующих, внучка Жумата Шанина сказала, что сегодня произошло радостное событие, этот день очень дорог для нее, и в память о своем деде она хочет провести Шашу.
Жанат взяла конфеты, которые принесла с собой, и осыпала ими присутствующих.
Это было очень трогательное зрелище. Я увидел, как у многих в глазах стояли слезы.