В условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 нагрузка на систему здравоохранения сильно возросла. Исключением не стала и «скорая помощь», которая сегодня работает в режиме повышенной готовности. О том, с какими трудностями столкнулись и как решают возникающие проблемы врачи «неотложки», рассказала заместитель руководителя областной станции скорой медицинской помощи Гульнар Байгазинова.
- Гульнар Турсымбаевна, в последнее время население области сетует на долгое ожидание приезда бригады «скорой помощи».
- Это связано с создавшейся сегодня ситуацией с коронавирусной инфекцией. Наши пятнадцать диспетчеров принимают до 2600-3000 звонков в сутки. Если за первое полугодие прошлого года число обращений составило 298541, то в текущем оно составило 312 541. Рост наблюдается в Талдыкоргане, Карасайском, Талгарском, Илийском районах нашей области. Еще одна причина задержки - после транспортировки пациента с коронавирусной инфекцией специалисты меняют защитные костюмы, а салон автомашины обрабатывается. Все это также требует времени.
- Увеличилось ли в связи с этим количество бригад?
- Скорую и неотложную медицинскую помощь в области оказывают одна станция, 22 подстанции, 39 пунктов скорой неотложной медицинской помощи и отделение санитарной авиации. 165 круглосуточных выездных бригад, из них - наша 121 бригада и 44 бригады неотложной медицинской помощи при поликлиниках.
Увеличить количество бригад мы не смогли в связи с тем, что у нас нет санитарного автотранспорта. Согласно Правилам оказания скорой медицинской помощи в Республике Казахстан, один санитарный автомобиль вводится из расчета на 10 тысяч населения и менее, с учетом обращаемости населения. Нашему региону требуется 205 бригад. Дефицит налицо.
- Как выходите из положения?
- В Капшагае, Енбекшиказахском и Жамбылском районах вызовов поменьше, там хорошо отрабатывают поликлиники, поэтому бригады из них дислоцированы в Карасайский район, в связи с увеличением там количества вызовов. Усилили работу санитарной авиации дополнительной одной санитарной автомашиной.
Оснащенность оборудованием составляет 75%. Закуплено 14 дефибрилляторов, 38 ЭКГ-аппаратов, 34 дистанционных ЭКГ-аппарата, 37 аппаратов искусственной вентиляции легких, 1000 многоразовых противочумных защитных костюмов. Разработаны все меры для профилактики и сохранения здоровья сотрудников.
- Ожидается ли пополнение автопарка?
- Для того, чтобы улучшить свою работу, 6 мая текущего года заключили лизинговый договор на поставку санитарных автомашин с полным медоборудованием. Как только наш автопарк пополнится, мы откроем дополнительно бригады в Талдыкоргане, Карасайском, Талгарском, Илийском, Енбекшиказахском районах.
- А специалистов хватает?
- Со средними медицинскими работниками проблем нет. Мы плодотворно сотрудничаем с нашим медицинским колледжем, студенты которого проходят у нас практику. Нескольких выпускников взяли на стажировку. Существует дефицит врачей. На «скорой помощи» могут работать только терапевты и врачи общей практики, которые должны иметь сертификат врача скорой медицинской помощи. Но для этого необходимо пройти специализированные курсы. Желающих мало.
Сегодня в штате 56 врачей, 774 фельдшера, 532 водителя.
- Почему талдыкорганцев отправляют в Текели?
- В Текели, Ескельдинском, Каратальском, Коксуском районах расположены провизорные центры, куда доставляем пациентов из Талдыкоргана, контактировавших с заболевшими и находящимися в группе риска. С подтвержденным диагнозом «коронавирусная инфекция» доставляем в областную больницу г. Талдыкоргана.
- С какими жалобами чаще всего обращаются пациенты?
- Увеличилось количество обращений по повышению температуры, острой респираторной вирусной инфекции, пневмонии. Нами разработан СОП(Стандарт оперативных процедур)–опросник, по которому работает диспетчер. Первым делом диспетчер в обязательном порядке опрашивает позвонившего в «скорую», контактировал ли он с заболевшим человеком, в виде каких симптомов проявляется недомогание и т.д.
По Приказу №450 от 3 июля 2017 г. «Об утверждении Правил оказания скорой медицинской помощи в Республике Казахстан» все вызова делятся по категориям срочности. При вызове по I категории срочности доезд составляет до 10 минут, если состояние пациента представляет непосредственную угрозу жизни и требует немедленной медицинской помощи. Вызовы в неотложной форме обслуживаются при отсутствии экстренных и в порядке их поступления. В данное время вызова по IV категории срочности увеличились. Поэтому приезд «скорой помощи» зависит от наличия признаков.
Многие обращения обусловлены не только состоянием здоровья, но и страхом человека за себя и своих близких. Но не всегда «скорая помощь» выезжает на дом, иногда достаточно консультации по телефону. Если повысилась температура, то лучше сразу обращаться к участковому врачу. В поликлиниках работают фильтры, где врачи окажут необходимую медицинскую помощь.
В связи с коронавирусной ситуацией, бригады «скорой помощи» работают в режиме повышенной нагрузки. Поэтому поддержка населения и понимание очень важны. Мы призываем соблюдать все меры профилактики, а в случае малейшего ухудшения здоровья связываться с врачом.
- По каким телефонам можно, не выходя из дома, получить консультацию?
- Call-центры:
1. Городская поликлиника г. Талдыкоргана №1 – 24-39-78 (с 8.00 до 17.00);
2. Городская поликлиника г. Талдыкоргана №2 – 27-16-09 (с 8.00 до 17.00);
3. Управление здравоохранения – 41-12-12 (круглосуточно);
4. ФСМС – 62-02-09, 50-90-06, 1406 (круглосуточно);
5. Областная станция скорой медицинской помощи – 41-21-31, 103 (круглосуточно).
P.S.: После интервью мы заехали на станцию «скорой помощи». Нам удалось застать всего одну бригаду в составе врача с 40-летним стажем Берикбола Жексенбинова и водителя Мурата Кыдырманова. Они заехали, чтобы пополнить лекарственный запас, одеть новые защитные костюмы (после каждого вызова пациента с коронавирусной инфекцией одноразовые костюмы утилизируются, многоразовые отправляются на обработку). Буквально есть несколько минут, чтобы перевести дух и отправиться к следующему пациенту. Удается ли отдохнуть, спросили мы первым делом.
- Бригады «скорой помощи» сегодня работают с повышенной нагрузкой. Количество вызовов в последнее время увеличилось в два раза. Отдохнуть в прямом смысле этого слова практически не получается. Ведь нас ждут пациенты. Очень много обращается с повышенной температурой. Если выявляем пациента с подозрением, то составляем список контактировавших, чтобы затем передать его эпидемиологам.
При каждом вызове мы надеваем противоэпидемические костюмы. На лицо – специальная плотная маска и очки, чтобы вирус не попал на слизистую глаз. Такой защитный костюм надевает каждый работник бригады, включая водителя. После смены обрабатываем все антисептиком, полощем горло, промываем нос, закапываем глазные капли, чтобы домой возвращаться «чистыми». Обязательно проходим тесты на наличие коронавирусной инфекции.
Несмотря на высокую нагрузку, ни один из моих коллег не ушел с поста. Все выкладываемся в полную силу. Водители в качестве парамедиков трудятся в таком же темпе вместе с нами.
Хотелось бы посоветовать населению: если повышается температура, сразу же обращаться к участковым, не заниматься самолечением, чтобы не усугублять ситуацию, - сказал врач скорой помощи.
Жамиля Атибаева