Воскресенье, 05 Декабря 2021

Качественное общение взрослых с детьми, как фактор полноценного развития психики

Качественное общение взрослых с детьми, как фактор полноценного развития психики

Терпиловская Марина Владимировна, семейный, детский,   

практический психолог, почти 30 лет проработала в школе-гимназии № 14. Сейчас ведет прием взрослых, детей, семейных пар  в Медицинском центре «Нур – Авиценум».  Палитра вопросов, с которыми к ней приходят  жители города, области огромна, от курьезных, до трагических.

Ее профессиональная  деятельность уникальна – будучи  в большей степени психолого-педагогическим специалистом, она находится на междисциплинарном стыке трех огромных дисциплин – медицины, психологии и педагогики.  Достаточно часто выявляет истоки заболеваний детей, взрослых, имеющих основу в нарушенных межличностных отношениях различного уровня. Имеет глубокое  представление о   проблемах наших школ и степени их влияния не только на судьбу  ребенка, но и на его здоровье.

Современный  мир настолько хрупок, беззащитен, уязвим на уровне каждой конкретной семьи, что невольно автоматически и молниеносно отзеркаливает все преобразования социума. И только по прошествии значительного времени общество способно оценить и понять истинную динамику изменений -  позитивную или негативную.   А процесс воспитания и развития детей всегда был взаимозависимым отражением  всех социальных проблем. С прискорбием приходится отмечать, что фактически возникает  реальная вероятность того, что скоро  значительно увеличится количество коррекционных школ,  (а не просто классов коррекции!).  Причем основной контингент составят дети  с хорошим потенциалом, но не получившие должного развития  в нужный период. И тому есть целый ряд причин ...

К сожалению, большинство современных родителей  в воспитании детей придерживаются двух противоположных крайностей. Первые – с повышенной тревожностью, с пеленок записывают своих чад во всевозможные «развивайки», обучают языкам,  ментальной математике, шахматам, отправляют в большой спорт. В результате неоправданных перегрузок истощается нервная система утомленных детей, они делаются безинициативными и  апатичными, тупо выполняющими волю родителей, удовлетворяя  амбиции взрослых.  Вторые, и их большинство – оправдывают свое невнимание к нуждам детей отсутствием средств, времени,  стечением обстоятельств и т.д. В  то время как сами каждую свободную минутку  погружаются в просмотр бесконечных сериалов,  бесцельное перелистывание новостных лент социальных сетей.  Во многих семьях процветает фаббинг, т.е. появляется непреодолимое желание у взрослых и детей  отвлечься от происходящих событий и окунуться в мир интернета. Этим действием демонстрируется  пренебрежительное отношение к собеседнику, когда прервав разговор, родители, забыв обо всем  переключаются на телефон.[3] Вернувшись с работы многие папы и мамы, потрудившись на благо семейного  бюджета, заваливаются на диван с чувством выполненного долга,   предоставляя детям возможность позаботиться о себе самим – приготовить еду, убрать в доме, занять себя чем – то. Согласна, отдохнуть  тоже надо!

Но(!),  ограниченное по времени и по содержанию общение с родителями наносит колоссальный, невосполнимый ущерб психическому здоровью детей!

Формирование психики ребенка происходит под влиянием многих факторов, чередованием стабильных и критических, чувствительных (сензитивных) периодов. То, что не было заложено, развито, сформировано в нужное время, не восполнится в полном объеме НИКОГДА! Не требует доказательств, влияния фактического качества жизни ребенка в раннем детстве на его дальнейшую жизнь, образованность, его судьбу, способность достигать поставленных целей и т.д.              

За короткий срок,  с рождения и до школы   - 7 лет, организм детей претерпевает колоссальные анатомические изменения,  созревают участки коры больших полушарий, отвечающие за  познавательные процессы, формирование собственных нравственных оснований. Это уникальнейшее время, предопределяющее -  каким будет человек  – добрым или злым, умным или глупым, чутким или равнодушным, волевым или безответственным...  

 Именно в это время ребенок отчаянно нуждается в том, чтобы рядом с ним был ВЗРОСЛЫЙ, сопровождающий, оберегающий, развивающий. Поэтому особенно больно наблюдать картину, когда с пеленок  родители  вручают  своим малюткам гаджеты и гордятся их умением ими пользоваться.  У детей не развивается речь, не стимулируется  формирование  лобных долей, значит, автоматически  будут проблемы со второй сигнальной системой  - письменной речью.   Так какие репетиторы смогут восполнить то, что не было создано?  Отсутствие базовых навыков, умений и знаний, не удовлетворительная реализация ведущей деятельности, возрастных новообразований приводят к торможению развития психики, задержке умственного развития. Уже сейчас многие взрослые  заняты поиском специалистов способных  откорректировать познавательно – волевые процессы своих детей. В таком масштабе, что количество  развивающих центров в ближайшем будущем превзойдет количество аптек!

Никакие нянечки, воспитательницы, наставники не смогут  ребенку дать то, что  дают ему МАМА и ПАПА!  Поэтому надо не развлекать, а развивать ребенка!

Известно, что одно из самых опасных эмоциональных состояний – скука – это  дефицит действий и впечатлений. Самый быстрый и доступный способ развлечь малыша – дать ему в руки телефон. Взращенные на игровых ярких спецэффектах школьники  будут скучать на уроках от обычных упражнений – многократно повторяемых. Им ничего не интересно, ни аниматоры на праздниках, ни сказки, ни живое общение со сверстниками. Нетренированный мозг будет все воспринимать как скучную обязанность:  и выполнение домашних заданий – чтение, письмо и т.д.,  и элементарные действия по наведению порядка в доме. Ученики раздражаются, их возмущает отвлечение от игр – мозг привык быстро, не напрягаясь получать гормоны радости и счастья – серотонин, дофамин.   Развивается потребность в постоянном празднике – получении все более ярких впечатлений и в большем объеме. А какой родитель сможет это предоставить своим детям в повседневной жизни?

К сожалению, современные дети в большинстве своем, сразу получают все, что хотят и когда хотят. Один только фактор – не сформированная иерархия сложного соподчинения потребностей приводит к тому, что нет эффекта «отложенной радости»  - нет предвкушения от  достижения долгосрочной цели.

Ребенок не слышит «НЕТ».  Родители приучили его мозг получать то, что он хочет сразу. Хочешь  новый телефон – пожалуйста! Хочешь новую модную вещь – да, конечно – же! Чем ты хуже других! Родители спешат сразу сделать своих детей счастливыми. Но именно это сделает их уязвимыми, несчастными в будущем, когда дети наверняка столкнутся с тем, что их сиюминутные хотелки  никто не выполняет, а сами достичь желаемого не смогут. 

Умение отложить  удовлетворение своих потребностей является одним из основных фактором достижения жизненного успеха, это означает способность  адекватно действовать  в условиях стресса.  Беспомощные, инфантильные взрослые   -  это  избалованные дети,  не подготовленные  к преодолению  ситуаций даже с незначительными проблемами. И насколько они будут успешны, конкурентноспособны по жизни?

Нередко приходят на прием родители «детей» до  тридцати лет. Умоляют что-то сделать с их детьми, которые погружены в апатию – им ничего не хочется – ни работать, ни содержать семью, родителей, ни создавать свою семью. В каждом конкретном случае это – трагедия: инфантильное чадо целый день лежит на диване, уже даже не играет, не смотрит кино – надоело,  и ничего ему не хочется. А если появляется мысль чем-то заняться реальным – тут же настает разочарование, страх перед переменами, еще не сделав первый шаг – человек сдается. Опять же, нет настойчивости и опыта  в достижении успеха, преодолении реальных трудностей, получения удовлетворения  от радости победы над собой, от достигнутого.

Отсюда еще  одна  социальная проблема – неумение, нежелание молодых трудиться, что-то создавать руками. Ее истоки   - в не достаточно оснащенных школьных  кабинетах труда (технологии) и  в отсутствии учебно-производственных комбинатов (УПК). С пятого класса увеличивается потребность межличностного общения со сверстниками, и как лучший вариант – в совместной деятельности. В школьных мастерских не только  формируются навыки бытового самообслуживания, но и создается естественная среда развития детской коммуникации, эмоционально-волевых ресурсов. И конечно, это ведет к более качественной  профориентации, помогает понять детям то, чем хочется заниматься по окончании школы.  Это благоприятнейшее время творить, создавать, общаться!  И оно бездарно теряется! Понятно, что мальчики, плетущие макраме, вышивающие бисером салфетки, не пожелают в будущем работать на станках или стать военным. Какой психолог, и какими профориентационными тестами выявит то, что не было заложено?

И еще один аспект с печальными последствиями.  Современные дети перестали рисовать! Первоклассники не могут нарисовать человека со всеми  главными признаками, в крайнем случае, изображают его схематично!  В  силу того, что рисунок расценивается как детская речь, ученые доказали -  умеющий рисовать ребенок быстрее учится  писать, читать, у него снимаются эмоциональные блоки.  В творчестве он выражает свое отношение к действительности, можно понять его эмоционально-смысловое восприятие и им управлять, корректировать.

Освоение графических дизайнерских программ не отменяют необходимости рисовать  красками, карандашами, пальчиками, лепить из пластилина, делать поделки, т. е. заниматься  реальным творчеством, для которого  в  интернете можно найти множество идей! 

Но родители приходят в ужас от мысли о том, что их чадо вдруг разрисует  дорогие обои, разольет краски  на дорогой ковер, залепит пластилином дорогую мебель.  Проще  дать телефон – «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало».

     Это только часть проблем, влекущие неблагоприятные последствия для человека, для общества. Верхушка айсберга. На самом деле их гораздо больше - по отдельности и в совокупности ограничивающие  наши надежды на позитивный прогноз.

В то же время, как говорил  Фредерик Дуглас «Легче растить сильных детей, чем потом ремонтировать сломанных взрослых».

Настало время  действовать, сделав правильные выводы…

 

 

Терпиловская Марина Владимировна,

семейный, детский, практический психолог

Медицинский Центр «Нур-Авиценум», 

г. Талдыкорган, Казахстан.

E-mail: marinater@yandex.ru

 

Научный руководитель:

Крайсман Владимир Антонович,

кандидат медицинских наук

директор Медицинского Центра «Нур-Авиценум»

г. Талдыкорган, Казахстан.

Другие новости

Пять госуслуг, оказываемых департаментом экологии

Пять госуслуг, оказываемых департаментом экологии

На днях  Департаментом Экологии по Алматинско...

  04.12.2021   136
Усилить работу по всем направлениям

Усилить работу по всем направлениям

Сегодня в рамках первого рабочего визита по регион...

  03.12.2021   204
Новое место культурного отдыха талдыкорганцев

Новое место культурного отдыха талдыкорганцев

С недавних пор в седьмом микрорайоне областного це...

  02.12.2021   293
Открыли новый дом культуры в сельской глубинке

Открыли новый дом культуры в сельской глубинке

В честь Дня Первого Президента и 30-летия Независи...

  01.12.2021   265
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2021. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.