Норуз байрам у уйгуров
Минуло ровно 34 года, но мы, каргалинцы, с гордостью говорим, что наш поселок внес свой вклад в возрождение Наурыз мейрамы в Казахстане. Никогда не забуду, что впервые отмечали этот праздник на республиканском уровне в апреле 1988 года на территории Фабричного (ныне село Каргалы). Исторические торжества проходили на полях у подножия гор (Сейчас там воздвигли новый микрорайон, который в народе называют – «Наурыз»). В них приняли участие первые руководители республики, известные артисты, деятели литературы, искусства, культуры, гости со всех областей. В те годы я, молодой учитель, был одним из ведущих на памятном мероприятии, участвовал и в театрализованных представлениях. До наших дней дошла кинохроника, рассказывающая об этом важном событии.
Прошло еще несколько лет и этот праздник, возрожденный народом, быстро стал одним из любимых в многонациональном Казахстане. В населенных пунктах стали искать новые формы проведения Наурыза - Нового года по солнечному календарю. В начале 2000-х годов мы, жители поселка, решили, что в торжествах должны принимать участие все диаспоры, проживающие у нас. Тогда в Фабричном было четыре средние школы: за каждой из них закрепили отдельный этнокультурный центр. В те годы я являлся директором Каргалинской СШ №1. Наш коллектив несколько лет совместно с уйгурским этнокультурным центром поселка проводил это мероприятие. Многие тогда с энтузиазмом приняли участие в организации праздника, но особо хочется отметить роль главы уйгурской общины (жигит басы) Барата Рахманова, его супруги Зухры Рахмановой и заместителя директора школы по воспитательной части Айгуль Рожаевой. Вот тогда я и начал интересоваться, как традиционно проводят Наурыз мои соплеменники: стал расспрашивать аксакалов, копаться в научной литературе и в дневниках путешественников.
Наурыз – один из древнейших праздников на планете, который отмечали еще несколько тысячелетий назад далекие наши предки, с его приходом наступал новый год по солнечному календарю, приходила долгожданная весна, когда просыпались животный и растительный мир. Не буду подробно рассказывать об истории первого праздника человечества: об этом немало сказано, написано в последние годы.
Казахи и уйгуры –это братские тюркские народы с общими корнями и древней историей, поэтому традиции проведения этого торжества у двух этносов напоминают друг друга. Я хочу лишь поведать о некоторых особенностях проведения праздника моими соплеменниками. Уйгуры издревле называют его – «Норуз байрами». Известно, что мы являемся одним из древнейших оседлых народов в Центральной Азии, поэтому приход Норуз байрама означало начало земледельческих работ. В праздничные дни молодые люди в Кашгаре, Турфане или Хотане, где уже устанавливается теплая погода, обливали друг друга холодной водой и просили Всевышнего, чтобы животворящая влага была у дехкан в изобилии в наступающем году, а жизнь - счастливой и сытой. В этот день люди всех возрастов одевали новую яркую одежду, пели жизнерадостные песни, танцевали зажигательные танцы, поэты читали стихи, дастаны (поэмы), аксакалы рассказывали предания, легенды, а молодежь проводила различные спортивные соревнования. Большое внимание уделялось национальным играм: юноши и девушки перепрыгивали через полноводные арыки и просили Всевышнего, чтобы его буйные воды простили и унесли их прошлогодние грехи. А незамужние девушки шли к берегам рек и озер и просили, чтобы в новом году они встретили своих суженных.
В честь долгожданного «байрама» главы общин приносили в жертву откормленного ягненка, а за праздничным столом, который часто накрывают несколько семей, собирались соседи, родственники, друзья. Обычно Норуз байрами проводили на лоне природы: у берегов рек, озер или подножия гор. Центральным блюдом в этот день считается «сумаляк» – ритуальная еда, приготовленная из пророщенных зерен пшеницы, которые перемалывают, а затем готовят на растительном масле с добавлением муки в течение суток. Огонь под казаном, где готовили еду, доверяли разжечь самой гостеприимной, жизнерадостной и красивой молодой хозяйке, у которой дома много детей, достаток и семейная идиллия. Счастливая красавица, чтобы ее не сглазили, бросала горсть соли в хрустящий огонь. При приготовлении сумаляка люди шутили, пели веселые песни и танцевали. Блюдо подавалось охлажденным, считалось, что оно придает каждому человеку духовные и физические сила. Хочется подчеркнуть, что сумаляк готовили в основном в Кашгарии, а в Кульдже и Илийском крае - «норуз коже». Это блюдо почти ничем не отличается от того, как готовят его наши братья-казахи.
Известно, что уйгурская кухня одна из самых вкусных и самобытных в Азии. На праздничном столе можно было встретить разные блюда: манты, лагман, плов, гош нан, но обязательно гости должны были попробовать блюда из только что взошедших трав. Это зеленые пельмени из клевера в Илийском крае или мяты в Кашгарии, а на берегах озера Лобнор женщины готовили различные блюда из тростника. С раннего детства я люблю «поря» - лепешки, приготовленные из свежего горного или дикого джусая. Моя мама, Ризванам Махмуткызы, хранила многие уйгурские традиции и передала их дочерям и снохам. Близкие друзья-казахи, с которыми я вырос, с нетерпением ждут весны, чтобы попробовать зеленые пельмени. Они часто шутят, что если пришел Наурыз и взошла весенняя трава, то уйгуры не умрут от голода.
Я вновь хочу вернуться в мой Фабричный и вспомнить, как мы отмечали этот восточный праздник. Члены уйгурского этнокультурного центра ставили палатку, накрывали столы и знакомили земляков с национальными блюдами, а в огромном казане готовили плов и угощали им всех гостей. Конечно, была праздничная концертная программа. Не отставали от нас и представители других диаспор поселка. К сожалению, в последние годы из-за пандемии мы не смогли провести большие общепоселковые торжества, посвященные Наурызу. Уверен, что наступят хорошие времена и мы вернемся к традиционному празднованию древнего Нового года народов Востока в нашем Фабричном.
Исмаилжан Иминов, Жамбылский район