Утверждена новая редакция Этического кодекса государственных служащих
«Правила наложения дисциплинарного взыскания»
22.02.2022 года Главой государства подписан Указ «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Казахстан».
Целью внесения изменений и дополнений является совершенствование норм законодательства по вопросам рассмотрения дисциплинарной ответственности государственных служащих и соблюдения ими служебной этики.
В Правилах наложения дисциплинарного взыскания на государственных служащих детально регламентирован порядок проведения служебного расследования, рассмотрения материалов дисциплинарной комиссией и наложения дисциплинарного взыскания;
- конкретизированы должностные лица, уполномоченные назначать служебные расследования (для избираемых акимов – аким района (города областного значения), для членов ревизионных комиссий – секретарь данного выборного органа);
- конкретизированы сроки назначения служебного расследования, рассмотрения материалов на заседании дисциплинарной комиссии и принятия решения о наложении дисциплинарного взыскания.
- служебное расследование должно быть назначено в течение пяти рабочих дней со дня поступления уполномоченному лицу сведений о проступке. Материалы служебного расследования должны быть рассмотрены дисциплинарной комиссией в течение пяти рабочих дней. Решение о наложении или неналожении взыскания уполномоченное лицо должно принимать в течение пяти рабочих дней со дня вынесения рекомендации дисциплинарной комиссии. Ранее таких сроков не было;
- с учетом опыта при карантине действие режима ЧС, карантина включены в основания для приостановления сроков проведения служебного расследования.
Комиссия по этике Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы наделена полномочием рассматривать ответственность отдельных политических служащих и лиц корпуса «А» за совершение дисциплинарных проступков, дискредитирующих государственную службу и нарушение норм служебной этики.
Это первые заместители и заместители акимов областей, городов республиканского значения, столицы, акимы городов, являющихся административными центрами областей, городов областного значения, акимы районов областей и районов в городах.
- редседатели комитетов центральных исполнительных органов и руководители аппаратов акимов областей, городов республиканского значения, столицы, уполномоченные по этике, занимающие самостоятельные должности в центральных государственных органах.
Заседания дисциплинарных комиссии могут проводиться в онлайн режиме.
С учетом опыта, наработанного в период карантина, предусмотрена возможность проведения заседаний дисциплинарных комиссии в режиме ВКС.
Советы по этике уполномоченного органа по делам государственной службы имеют право заседать при кворуме большинства членов.
Ранее Советы по этике заседали при обеспечении кворума двух третей членов, что вызывало затруднения на практике. Согласно изменениям теперь заседание считаются правомочным, если присутствуют большинство членов.
При рассмотрении дисциплинарных дел в отношении избираемых акимов в состав дисциплинарных комиссии включаются депутаты маслихатов и представители местного сообщества.
С учетом избираемости сельских акимов, с целью обеспечения объективности при рассмотрении их дисциплинарной ответственности, в составы дисциплинарных комиссии обязательно включаются депутаты маслихатов и представители местного сообщества.
«Этический кодекс»
Причиной разработки кодекса в новой редакции является то, что подверглись полному изменению как структура кодекса, так и его содержание в отличие от прежней редакции. Поэтому согласно требованиям юридической техники кодекс изложен в новой редакции.
Морально-нравственные требования государственных служащих, базовые принципы к их поведению отделены от иных требований, под которыми понимаются их должностные обязанности, иные правила и ограничения, связанные с госслужбой и др.
Прежним Этическим кодексом государственному служащему предъявлялось требование обеспечивать прозрачность принятия решений, затрагивающих права и законные интересы физических
и юридических лиц. В то же время, одним из принципов административных процедур является принцип гласности, который должен соблюдаться независимо от морального облика государственного служащего.
Также в Этическом кодексе было положение о том, что работодатель обязан создавать безопасные условия труда, принимать меры по охране труда и здоровья работника. В то же время такая обязанность работодателя предусмотрена трудовым законодательством и должна исполняться независимо от того, имеются ли аналогичные требования в Этическом кодексе или нет.
Поэтому Кодекс направлен на регулирование деятельности госслужащих именно на морально-нравственном аспекте, и содержит он в себе информацию о принципах и ценностях, представляющих значение, в первую очередь, для самих госслужащих.
Раскрыта роль государственной службы в обществе с учетом установок Главы государства и закона.
То есть, Кодекс преследует цель укрепления доверия общества к государственным органам, формирования высокой культуры взаимоотношений и создания атмосферы добропорядочности на государственной службе.
Определены и даны понятия этическим принципам государственной службы.
То есть, определены принципы, на которых основываются служебная этика:
- добросовестности – профессионального и ответственного служения государству на благо общества;
- честности – искреннего отношения к своим обязанностям;
- справедливости – принятия законного решения независимо от влияния физических и юридических лиц, общественных групп и организаций и недопущения дискриминации лиц по причине предвзятости и субъективности по любым обстоятельствам;
- открытости – проявления готовности к работе с общественностью и обеспечения прозрачности своих действий;
- вежливости – корректного и уважительного отношения к гражданам и коллегам;
6) клиентоориентированности – принятия мер по повышению качества оказываемых государственных услуг, всецело ориентируясь на запросы населения как потребителя государственных услуг, и по недопущению проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений);
Предусмотрены стандарты служебной этики.
То есть, определены важные морально-нравственные требования к государственным служащим, требования в отношениях с коллегами и гражданами. Они ориентированы на формирование высокой культуры взаимоотношений на государственной службе и создание атмосферы добропорядочности.
Сохранены требования о соблюдении общепринятых морально-этических норм во внеслужебное время. То есть, государственные служащие должны придерживаться общепринятых морально-этических норм и не допускать случаев антиобщественного поведения, сопряженных с посягательством на общественную нравственность.
Нарушение данных стандартов влечет дисциплинарную ответственность.
Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и его территориальные органы осуществляют координацию по профилактике нарушений служебной этики.
То есть, Комиссия и советы по этике, уполномоченные по этике будут проводить системную и активную работу по предупреждению и профилактике нарушений.
Руководитель Департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по Алматинской области Бейсекулова Ляззат Мукатаевна