«Возможность говорить – это тоже путь к исцелению»
Искусство
В мастерской театра АРТиШОК в Алматы состоялась премьера документального спектакля «Когда все началось». В этой постановке играли не профессиональные артисты, а люди, заболевшие онкологией и проходящие сейчас химиотерапию. На сцене были герои спектакля, в основу которого легли глубинные интервью людей с их реальными историями.
«Когда огласили диагноз, стало жутко, по коже пробежали мурашки. Тело становится неуправляемым, а душа переворачивается наизнанку», - зачитывает леденящим голосом монолог совсем юная девушка по имени Айгуль. Особенно звучит фраза, произнесенная из ее уст: «Рак... Я не знаю, как к нему относиться». Именно она стала доминирующей мыслью на всем протяжении спектакля.
У Сауле есть семья, муж, ребенок. Она тоже испытала огромную, неимоверную как физическую, так и моральную боль после сурового «приговора» онкогинеколога.
Женщина среднего возраста Галия в одиночку борется с болезнью, не прибегая к помощи членов семьи. Она очень дорожит своим лечащим врачом, оказывающим ей моральную поддержку во время курса противоопухолевой терапии.
«Эта страшная болезнь не щадит никого, не щадит даже людей преклонного возраста», - рассказывает дочь Полина, переживающая за любимую маму. По ее словам, все началось в 2020 году, в период тяжелой пандемии - врачи диагностировали маме рак молочной железы. Множество испытаний пришлось пережить им, оказавшимся в трудной ситуации. Рассказ Полины изобилует фактами, которые ввергают слушателей в шок. В них отражена суровая реальность, где имели место черствость и равнодушие врачей, нехватка медпрепаратов.
Врач-онколог, химиотерапевт Сурия Есентаева признается, что как врач слышит эти истории каждый день. Но в кабинете они обычно и остаются. К тому же, у многих онкологов в государственных поликлиниках просто нет времени обстоятельно поговорить с пациентом: поток большой, а время ограничено. Но этот диалог важен: пациенту нужно говорить, врачу - слышать.
- Я работаю в сфере медицины и лечу людей с онкологией более 30 лет. Вспоминая 90-е годы, вижу, насколько продвинулась медицина. Разработаны новые методики лечения, протоколы терапии, появились эффективные лекарства, помогающие бороться с онкологией. Но при всем этом, находясь внутри системы здравоохранения, должна признать, что в системе сервиса и коммуникаций врачей с пациентами есть несовершенства, за которыми стоят переживания и судьбы людей. В то же время знаю, что среди медиков есть неравнодушные и болеющие за свое дело врачи. Мне хотелось объединить два мира, преследующие одну большую цель – найти «болевые точки» в сервисе онкологической помощи, - говорит Сурия Есентаева.
Это спектакль-быль, спектакль-боль. Зритель оказывается то в очереди в больничном коридоре, то в кабинете врача, то в маленькой комнатке, где человек, оставшись наедине с самим собой, принимает ситуацию. Сухо, сдержанно не выходит ни у кого. Актрисы, несмотря на то, что постановка родилась всего-то за две недели, очень органичны в образах. Сложно найти человека, у которого эти истории не отзываются в душе. Пространство - электризуется. Тянутся нити потерь, нити надежды. Но спектакль замешан не только на эмоциях. Со сцены откровенно говорят о том, с чем сталкивается человек при постановке диагноза, лечении, реабилитации. И на этом пути, который проходит пациент и его сопровождающий, есть немало подводных камней.
- Спектакль родился не случайно - проводится исследовательский проект по выявлению проблемных точек в сервисе онкологической помощи. Основываясь на его результатах, в здравоохранении планируют применить принципы и методы сервис-дизайна. То есть максимально концентрироваться на потребностях человека - пациента и доктора. Но, чтобы прийти к этому, необходимо обозначить узкие места. Когда о чем-то очень больно, страшно, но важно говорить, на помощь зачастую приходит искусство. Так было и на этот раз. Истории получились глубокими, откровенными, отрезвляющими, - рассказывает режиссер Камилла Рашид и признается, что идея создания документального спектакля родилась в процессе исследовательского проекта по выявлению проблемных точек в оказании помощи онкологическим больным. По ее мнению, зачастую в обществе замалчиваются вопросы, касающиеся онкологии, со стороны как пациента, так и врача. Считается, что это проблемы только тех, кого они касаются. «Как актриса, как режиссер, я должна объяснить себе, почему я это делаю. Мне помогла та самая фраза: «Рак - я не знаю, как к нему относиться», - говорит Камилла Рашид.
- Ощущение, что ты остался один, когда случается несчастье или приходит болезнь - первая реакция человека, - отмечает Сурия Есентаева. - И потому очень важно еще раз напомнить людям, что они не одиноки. Кроме того, проговаривать чужую историю, не примеряя на себя, тоже полезно. Я более 30 лет в онкологии и на многие вещи смотрю иначе - верю в Бога, понимаю, что все неслучайно. И уже давно ищу способ донести до пациентов мысль: даже эта ситуация, диагноз - возможность что-то пересмотреть и изменить в своей жизни. Главный вопрос: «Для чего это послано?». С честного ответа на него все и начинается.
Цель постановки - не изменить систему здравоохранения, а открыто поговорить о себе, о своем состоянии, о болезни, поделиться своими переживаниями, сомнениями, болью. Возможность говорить, делиться – это тоже путь к исцелению. Этот уникальный спектакль оставил неизгладимое впечатление у каждого зрителя. Исповеди, рассказанные на сцене, никого не оставили равнодушными, задев самое глубокое в душе человека. Действительно, когда о чем-то страшно и больно говорить, когда боишься думать об этом, на помощь приходит искусство. Так было и на этот раз. Театр стал прекрасной возможностью для диалога: пациенту нужно говорить, врачу – слышать. Искусство в очередной раз приходит на помощь человеку, учит смотреть на мир и на себя совершенно другими глазами.
Фатима Ержанова,
г. Алматы.