Сокровище степей: символ благополучия
Сегодня в рамках нашего культурно-просветительского проекта «Қазақтану» мы расскажем вам о народном умельце, известном мастере-ремесленнике из Енбекшиказахского района. Он создает деревянные шедевры и знает все об истории и предназначении одного из главных предметов традиционной казахской юрты - сандық.
Итак, знакомьтесь: Мади Тлепберген - научный сотрудник музея прикладного искусства имени мастера кузнечного дела Даркембая Шокпарулы села Акши.
Свой первый сундук 36-летний Мади Тлепберген изготовил в 2012 году, когда писал исследовательскую работу «Современный способ изготовления мебели». К слову сказать, тогда он блестяще защитил диплом и успешно окончил Казахский национальный университет имени Абая по специальности «Учитель изобразительного искусства и черчения».
- Сундук испокон веков заменял нашим предкам многие предметы интерьера. Он исполнял роль стула, стола, шкафа и даже кровати. В сундуке хранили одежду и обувь, посуду и еду, документы и драгоценности. Выдавая дочерей замуж, родители готовили ей приданое и сундук для него. По его отделке судили о благосостоянии рода. Сундуки перево-зили с собой при кочевке и передавали по наследству из поколения в поколение.
История этого предмета имеет глубокие корни. Между тем, несмотря на все его видоизменения на протяжении веков, сундук продолжает существовать в своем первозданном виде. Причем в последние годы популярность этого предмета интерьера заметно выросла, - с гордостью рассказывает мой собеседник.
А еще Мади Тлепберген уверен, что у детей сундук формирует интерес к своей семье и традициям. Мастер уже больше 10 лет занимается работой по дереву и создает деревянные шедевры. Начинал он с изготовления мебели, а потом появилось желание перейти к творческой работе.
Интерес к ремеслу у Мади Тлепбергена возник еще в детстве и повлиял на выбор профессии. Окончив школу, он выбрал старейшее в Казахстане художественное учебное заведение – Алматинский колледж декоративно-прикладного искусства имени Орала Тансыкбаева. После его окончания работал учителем изобразительного искусства и черчения в средней школе им.
И. Шорманова, художником-декоратором в ИП «Барыс». В 2007 году Мади поступил на художественно-графический факультет Казахского национального университета имени Абая.
Примечательно, что в своей практике Мади Тлепберген использует технологию декоративной отделки древесины для создания цифровой резьбы с казахским национальным колоритом. Знаменательным для него стал 2012 год. Именно тогда, окончив институт, Мади устраивается научным сотрудником по ремесленному делу в Музей прикладного искусства имени мастера кузнечного дела Даркембая Шокпарулы.
За его плечами - победы в многочисленных областных, республиканских и международных конкурсах. Мади Тлепберген проводит мастер-классы, принимает участие в выездных выставках и съемках документальных исторических фильмов. В 2017 году он стал победителем в номинации «Лучший ремесленник» Алматинской области. В его копилке наград – благодарственные письма, грамоты, сертификаты и дипломы самых престижных фестивалей.
- Прежде чем начать изготовление сундука, я делаю эскизы. Рассчитываю, какого размера он будет, с каким орнаментом, какое металлическое оформление сделать. Важно правильно нанести эскиз, потому что от этого зависят точность и качество резьбы. Это самый трудный и шумный процесс с использованием фрезерного станка. Раньше с орнаментом мог помочь только резак, сейчас же дело идет гораздо быс-трее. Знаете, при создании любого предмета самое главное – быть спокойным и чувствовать дерево. Одно неловкое движение может испортить всю работу, - делится Мади Тлепберген.
Свои сундуки мастер создает преимущественно из сосны. Мади говорит, что это мягкий и податливый материал. После того, как рисунок готов, поверхность нужно покрыть краской, высушить и нанести лак, чтобы изделие было прочным и долговечным. А вот радовать заказчика, который решил добавить в свой интерьер национальный колорит, этот сундук будет только через месяц.
Стоит отметить, что сам мастер очень хорошо знает историю своего ремесла.
- Еще раз повторюсь, что сундуки всегда занимали особое место в культуре и традициях Казахстана. Вы знаете, что без них не обходилась ни одна свадьба, - продолжает свой рассказ Мади Тлепберген. - Казахи говорили: «Сундук – счастье дочери». Когда девушка покидала отчий дом, она забирала его с собой, как основу своей новой жизни, которая должна быть наполнена радостью и благополучием. Именно поэтому в семьях, где подрастала будущая невеста, приданое собирали очень трепетно, и особое отношение, конечно, было к сундуку.
Чем больше их было в юрте, тем богаче считалась семья. О статусе владельцев мог рассказать и декор сундука. Их обшивали кожей, украшали резьбой, инкрустировали золотом, костью и драгоценными камнями. За один сундук можно было выручить от одного барашка или козленка до пары лошадей.
Предназначение сундука зависело от его размера. К примеру, маленькие (от 30 сантиметров) – для ювелирных украшений. Были и специальные для чая – «шай сандық». В больших (до полутора метров) – хранили подушки и одеяла, а иногда и тайны. Да, да, не удивляйтесь! Мастера изготавливали изделия с секретными отделениями и двойным дном. Про сундуки даже ходили легенды и существовали народные поверья.
Так, например, когда невестка готовилась к родам, бабушки этой семьи специально держали сундук открытым, чтобы у невестки роды были легкими.
Мы видим, что сегодня народные ремесла стали отражением наследия богатой кочевой культуры Казахстана. Мади Тлепберген возрождает забытые традиции предков, сохраняя материальную и духовную культуру, чтобы не прерывалась связь между поколениями.
Наш герой уверен: несмотря на то, что в наше время мы используем современную мебель, спрос на сундуки останется высоким.
- Наш народ бережно чтит национальные обряды и традиции. Спустя столько лет сундук до сих пор используют по назначению и передают новым поколениям как реликвию. И у каждого из этих раритетов своя история.
Ведь что определяет сущность человека? Конечно же, прежде всего, его культура. Я считаю, что каждый казахстанец должен следовать этим ценностям, передавая их своим детям.
И, поверьте мне, если в семье хранят сундук, значит, для них это не просто какой-то предмет быта, а память о том, кем были его предки, - подчеркивает Мади Тлепберген, завершая наш разговор.
Айгуль Габсаттарова-Эм, Енбекшиказахский район