Пятница, 18 Октября 2024

Сокровище степей: символ благополучия

Сокровище степей: символ благополучия

Сегодня в рамках нашего культурно-просветительского проекта «Қазақтану» мы расскажем вам о народном умельце, известном мастере-ремесленнике из Енбекшиказахского района. Он создает деревянные шедевры и знает все об истории и предназначении одного из главных предметов традиционной казахской юрты -  сандық.
Итак, знакомьтесь: Мади Тлепберген - научный сотрудник музея прикладного искусства имени мастера кузнечного дела Даркембая Шокпарулы села Акши. 
Свой первый сундук 36-летний Мади Тлепберген изготовил в 2012 году, когда писал исследовательскую работу «Современный способ изготовления мебели». К слову сказать, тогда он блестяще защитил диплом и успешно окончил Казахский национальный университет имени Абая по специальности «Учитель изобразительного искусства и черчения».
- Сундук испокон веков заменял нашим предкам многие предметы интерьера. Он исполнял роль стула, стола, шкафа и даже кровати. В сундуке хранили одежду и обувь, посуду и еду, документы и драгоценности. Выдавая дочерей замуж, родители готовили ей приданое и сундук для него. По его отделке судили о благосостоянии рода. Сундуки перево-зили с собой при кочевке и передавали по наследству из поколения в поколение.
История этого предмета имеет глубокие корни. Между тем, несмотря на все его видоизменения на протяжении веков, сундук продолжает существовать в своем первозданном виде. Причем в последние годы популярность этого предмета интерьера заметно выросла, - с гордостью рассказывает мой собеседник.
А еще Мади Тлепберген уверен, что у детей сундук формирует интерес к своей семье и традициям. Мастер уже больше 10 лет занимается работой по дереву и создает деревянные шедевры. Начинал он с изготовления мебели, а потом появилось желание перейти к творческой работе.
Интерес к ремеслу у Мади Тлепбергена возник еще в детстве и повлиял на выбор профессии. Окончив школу, он выбрал старейшее в Казахстане художественное учебное заведение – Алматинский колледж декоративно-прикладного искусства имени Орала Тансыкбаева. После его окончания работал учителем изобразительного искусства и черчения в средней школе им. 
И. Шорманова, художником-декоратором в ИП «Барыс». В 2007 году Мади поступил на художественно-графический факультет Казахского национального университета имени Абая.
Примечательно, что в своей практике Мади Тлепберген использует технологию декоративной отделки древесины для создания цифровой резьбы с казахским национальным колоритом. Знаменательным для него стал 2012 год. Именно тогда, окончив институт, Мади устраивается научным сотрудником по ремесленному делу в Музей прикладного искусства имени мастера кузнечного дела Даркембая Шокпарулы.
За его плечами - победы в многочисленных областных, республиканских и международных конкурсах. Мади Тлепберген проводит мастер-классы, принимает участие в выездных выставках и съемках документальных исторических фильмов. В 2017 году он стал победителем в номинации «Лучший ремесленник» Алматинской области. В его копилке наград – благодарственные письма, грамоты, сертификаты и дипломы самых престижных фестивалей. 
- Прежде чем начать изготовление сундука, я делаю эскизы. Рассчитываю, какого размера он будет, с каким орнаментом, какое металлическое оформление сделать. Важно правильно нанести эскиз, потому что от этого зависят точность и качество резьбы. Это самый трудный и шумный процесс с использованием фрезерного станка. Раньше с орнаментом мог помочь только резак, сейчас же дело идет гораздо быс-трее. Знаете, при создании любого предмета самое главное – быть спокойным и чувствовать дерево. Одно неловкое движение может испортить всю работу, - делится Мади Тлепберген.
Свои сундуки мастер создает преимущественно из сосны. Мади говорит, что это мягкий и податливый материал. После того, как рисунок готов, поверхность нужно покрыть краской, высушить и нанести лак, чтобы изделие было прочным и долговечным. А вот радовать заказчика, который решил добавить в свой интерьер национальный колорит, этот сундук будет только через месяц.
Стоит отметить, что сам мастер очень хорошо знает историю своего ремесла.
- Еще раз повторюсь, что сундуки всегда занимали особое место в культуре и традициях Казахстана. Вы знаете, что без них не обходилась ни одна свадьба, - продолжает свой рассказ Мади Тлепберген. - Казахи говорили: «Сундук – счастье дочери». Когда девушка покидала отчий дом, она забирала его с собой, как основу своей новой жизни, которая должна быть наполнена радостью и благополучием. Именно поэтому в семьях, где подрастала будущая невеста, приданое собирали очень трепетно, и особое отношение, конечно, было к сундуку.
Чем больше их было в юрте, тем богаче считалась семья. О статусе владельцев мог рассказать и декор сундука. Их обшивали кожей, украшали резьбой, инкрустировали золотом, костью и драгоценными камнями. За один сундук можно было выручить от одного барашка или козленка до пары лошадей.
Предназначение сундука зависело от его размера. К примеру, маленькие (от 30 сантиметров) – для ювелирных украшений. Были и специальные для чая – «шай сандық». В больших (до полутора метров) – хранили подушки и одеяла, а иногда и тайны. Да, да, не удивляйтесь! Мастера изготавливали изделия с секретными отделениями и двойным дном. Про сундуки даже ходили легенды и существовали народные поверья.
Так, например, когда невестка готовилась к родам, бабушки этой семьи специально держали сундук открытым, чтобы у невестки роды были легкими.
Мы видим, что сегодня народные ремесла стали отражением наследия богатой кочевой культуры Казахстана. Мади Тлепберген возрождает забытые традиции предков, сохраняя материальную и духовную культуру, чтобы не прерывалась связь между поколениями.
Наш герой уверен: несмотря на то, что в наше время мы используем современную мебель, спрос на сундуки останется высоким. 
- Наш народ бережно чтит национальные обряды и традиции. Спустя столько лет сундук до сих пор используют по назначению и передают новым поколениям как реликвию. И у каждого из этих раритетов своя история.
Ведь что определяет сущность человека? Конечно же, прежде всего, его культура. Я считаю, что каждый казахстанец должен следовать этим ценностям, передавая их своим детям. 
И, поверьте мне, если в семье хранят сундук, значит, для них это не просто какой-то предмет быта, а память о том, кем были его предки, - подчеркивает  Мади Тлепберген, завершая наш разговор.

Айгуль Габсаттарова-Эм, Енбекшиказахский район

Другие новости

Сокровище степей: символ благополучия

Сокровище степей: символ благополучия

Сегодня в рамках нашего культурно-просветительског...

  18.10.2024   63
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА «ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ»

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА «ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ»

Приглашаем представителей всех отраслей принять уч...

  18.10.2024   93
Развиваем культуру чтения

Развиваем культуру чтения

В рамках проекта «Ауылға кітап» библиотечному фонд...

  16.10.2024   264
Язык до Америки доведет

Язык до Америки доведет

Пенсионеры села Отеген батыр активно изучают англи...

  16.10.2024   473
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.