Сквозь время память оживает

То, что Талгар - древний город и имеет многовековую историю, знает не каждый его житель. Происхождение этого населенного пункта таит много загадок, скрытых в артефактах, найденных во время археологических раскопок. Изделия из глины, металла, кости, керамики и стекла ждут своего часа, чтобы рассказать историю пользовавшихся ими много веков назад людей. Название - Талхиз, Талхир, Талгар - видоизменялось, но город всегда располагался на берегу реки Талгар, у подножия одноименной горы.
В этой статье речь пойдет о городище Талхиз, которое было одним из узловых пунктов Великого Шелкового пути. Крепость шестиметровой высоты, ремесленные и жилые кварталы, бани, водопровод и канализация – таким был древний город. О ценности этого памятника архитектуры ученые говорили еще в 30-е годы прошлого столетия.
Посетить городище, которое хранит в себе многовековую историю наших предков, оказалось делом трепетным. Сакральное место находится в 5 км от центра города. Фрагменты крепости выглядят как остатки храма, сделанного из глины и огороженного решетчатым забором с воротами. У городской стены Талхиза установлен информационный щит, который на трех языках сообщает: памятник включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
По словам Гульмиры Жумай, старшего научного сотрудника Государственного историко-культурного музея-заповедника «Есік», куда входит нынче Талхиз, городище было воссоздано согласно схеме, восстановленной современными учеными, где были учтены особенности средневековой архитектуры. Если быть точным, то эскиз сделал известный казахстанский археолог Карл Байпаков, который посвятил десятки лет исследованию и защите городища. Сам населенный пункт состоял из двух частей: центральной, защищенной валом и рвом, и пригорода.
Благодаря подробному рассказу гида, удалось узнать, что само поселение начало формироваться в VIII-IX веках. Город был важным центром ремесел и торговли, а его руины находятся вблизи современного Талгара.
Город в песках времени
Историю древнего городища Талгар, как заметила экскурсовод во время рассказа, невозможно рассматривать вне контекста становления городской культуры на Великом Шелковом пути. И, действительно, руины, затерянные у подножия Заилийского Алатау, хранят память об одном из опорных пунктов трансконтинентального торгового пути, через который веками проходили караваны, связывающие Восток и Запад.
Хронология Талхиза охватывает почти семь столетий - с VIII по XIV век. Его расцвет пришелся на период формирования ранних тюркских государств, установивших прочные связи с соседними регионами. Именно в это время, на месте более древних усуньских поселений, и вырос город Талхир, известный сегодня под названием Талхиз. Здесь сходились дороги, оживлялись торговлей ремесла, процветало земледелие.
О существовании древнего поселения археологи заговорили еще в середине XIX века. С тех пор Талгарское городище стало одним из наиболее значимых археологических памятников юго-восточного Казахстана. Его научная и культурная ценность была признана на государственном уровне: в 2013 году решением Алматинского областного маслихата была утверждена охранная зона памятника. Территория самого городища составляет 20,8 гектара, а в совокупности с охранной, регулируемой и природной ландшафтной зонами - более 380 гектаров.
Международное признание пришло год спустя - в июне 2014 года городище Талгар было включено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это решение было принято на 38-й сессии Комитета в рамках серийной номинации «Чанъань – Тянь-Шаньский коридор Шелкового пути».
Сегодня памятник находится под постоянным управлением Государственного историко-культурного музея-заповедника «Есік». Такое решение было принято в 2018 году постановлением акимата Талгарского района. Благодаря этому древний Талхиз охраняется законом, становясь живой частью исторического повествования, доступного каждому, кто интересуется наследием Великого Шелкового пути.
Что скрывает земля?
Включенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и в перечень памятников республиканского значения, город по праву считается одной из ключевых археологических жемчужин Казахстана.
Первые письменные упоминания о Талхизе зафиксированы в знаменитом географическом реестре «Худуд ал-алам» («Границы мира»), составленном в X веке. Но материальные свидетельства существования города уходят куда глубже - в бронзовый век. Именно к этому периоду (VIII–III века до нашей эры) относятся сакские поселения, обнаруженные рядом с городищем.
Настоящий расцвет Талхиза пришелся на XI – начало XIII веков, когда он превратился в центр ремесленного производства и оживленной торговли в долине реки Или. Благодаря выгодному положению на Великом Шелковом пути, город поддерживал активные связи с Китаем, Ираном, Индией и даже Японией. Находки археологов красноречиво свидетельствуют о масштабности и разносторонности городской жизни.
Здесь процветали гончарные, кузнечные, стеклодувные, ювелирные мастерские, в которых создавались утонченные изделия, поражающие своей техникой и художественным замыслом даже спустя столетия. Именно в Талхизе, как предполагают исследователи, производилась булатная сталь - прочная, гибкая, с характерным узором, известная далеко за пределами региона.
Сельское хозяйство шло рука об руку с ремеслами, а развитая инфраструктура включала, по всей видимости, и монетный двор - на это указывают найденные заготовки для чеканки монет. Среди прочих находок - глазурованная посуда, медные светильники, глиняные детские игрушки, сельскохозяйственные орудия, украшения из кости, стекла и металлов.
Особое внимание привлекает уникальное медное блюдо XII–XIII веков, украшенное изображениями крылатых сфинксов и бегущих животных. Сейчас оно хранится в экспозиции Центрального государственного музея Казахстана.
Падение города связано с нашествием монголов. После него жизнь здесь постепенно угасает, и к окончанию ХІІІ века Талхиз опустел.
Во второй половине XIX века сюда начали приезжать этнографы и путешественники, среди которых были такие известные имена, как Петр Семенов-Тяньшанский, Чокан Валиханов, Василий Радлов, Николай Северцов, Николай Пржевальский и Василий Бартольд. Позже, в советский период, исследования продолжили ученые И. Копылов, Алькей Маргулан, Карл Байпаков. Особенно интенсивные археологические работы развернулись с 1977 года под руководством Тамары Савельевой, супруги
К. Байпакова. Именно эта экспедиция открыла многие из тех находок, которые сегодня формируют основу знаний о жизни и быте древнего Талгара.
Человек, открывший Талхиз
Имя академика Карла Байпакова навсегда вписано в летопись археологической науки Казахстана. Его по праву называют символом отечественной археологии, человеком, который открыл наследие, спрятанное в земле родного края. Сегодня одна из улиц Талгара носит его имя, напоминая горожанам о земляке, чья жизнь стала частью большой истории.
Родился Карл Молдахметович 7 ноября 1940 года в самом Талгаре. Здесь он окончил школу, а затем поступил на исторический факультет Ленинградского государственного университета, выбрав специализацию по археологии. Свою карьеру он начал в Институте истории, археологии и этнологии Академии наук Казахской ССР, где в 1966 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 1986 - докторскую.
Именно под его руководством в Талгаре начались системные археологические исследования. Благодаря усилиям Карла Байпакова и его коллег, на городище были обнаружены сотни артефактов, проливающих свет на жизнь, быт и культуру средневекового города. Более 250 предметов материальной культуры только на первых этапах стали свидетельствами экономической и ремесленной активности, богатой духовной жизни этого центра на Шелковом пути.
На месте древнего города были найдены изделия из глины, металла, стекла, кости как местного производства, так привозные. Среди керамики - светильники, антропоморфные сосуды, двойные кувшины, котлы, чаши, лампы, сфероконусы, посуда с ручками и крышками. Все они отличаются технологическими особенностями: в отличие от керамики других регионов, талгарские изделия содержат больше речного песка и практически не имеют насыщенных ангобов, что говорит о собственной гончарной школе.
Не менее интересны металлические находки: бронзовые зеркала, кувшины и чаши, светильники, черпаки, зооморфные ручки, ювелирные украшения, цилиндры, кольца, удила и даже гвозди. Особое восхищение вызывают тонко украшенные бронзовые сосуды с растительным орнаментом, фарфоровые чаши и костяные палочки, предметы личной гигиены, и, конечно, уникальный набор шахмат, вырезанный из слоновой кости.
Обнаружены монеты XI века, отчеканенные в Баласагуне, Таразе, Восточном Туркестане, найден клад из 15 серебряных монет, датированных 1037–1043 годами.
Изделия из кости заслуживают отдельного упоминания - особенно шахматные фигуры и фигурка Будды. Привозные предметы поражают своим географическим размахом: бронзовые зеркала из Китая, иранские блюда и кувшины, слоновая кость из Индии и Самарканда.
Сегодня большая часть находок хранится в коллекциях крупнейших музеев Казахстана - Центрального государственного музея, Национального музея РК, Объединения городских музеев Алматы, Международного центра сближения культур ЮНЕСКО, музея-заповедника «Есік», а также в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая.
На территории самого городища было выявлено более 700 усадеб. По историческим данным, в городе жило свыше четырех тысяч человек. Археологи обнаружили здесь не только повседневные предметы, но и артефакты, свидетельствующие о многообразии вероисповеданий: зороастризм, манихейство, буддизм, христианство, ислам.
Пробуждение старины
Хотя ворота городища Талхиз обычно закрыты, это вовсе не означает, что здесь пусто. По расписанию, указанному на табличке у входа, здесь проходят экскурсии, лекции, семинары и тематические встречи. Все чаще сюда приезжают школьники, студенты, туристы и просто любознательные жители. Интерес к древнему городу заметно растет - и не только среди специалистов.
Как отмечает гид и научный сотрудник Гульмира Жамай, посещение памятника оказывает важное воспитательное влияние.
- Талхиз помогает молодежи осмыслить историю и почувствовать свою причастность к целому культурному пласту. Это не только камни и стены - это часть нас, - говорит она.
А вскоре, как надеются организаторы, маршрут обогатится еще и фотовыставкой, рассказывающей о находках, истории раскопок и значении городища в контексте международной торговли Средневековья.
Однако, наряду с ростом интереса к памятнику, остаются и нерешенные проблемы. Талхизу по-прежнему необходимы базовые условия для нормальной работы: не хватает офисного помещения для сотрудников, отсутствует выставочный зал, не приведены в порядок инженерные сети. Все это мешает развитию объекта, ограничивает его потенциал как туристической и образовательной площадки.
Еще одна важная задача - возвращение ранее обнаруженных артефактов на родную землю. Сегодня находки с городища хранятся в разных музеях страны. Археологи и культурологи мечтают создать в Талхизе полноценную экспозицию, чтобы люди могли слушать историю уникальных вещей там, где они пролежали веками. Речь идет о формировании настоящей музейной среды - с экспозициями, научными залами и местом для диалога с прошлым.
Талхиз, долгое время пребывавший в тишине запустения, начинает меняться. Медленно, с трудом, но неуклонно он обретает новое звучание. Этот процесс требует усилий, времени и внимательного отношения. Сохранить Талхиз - значит сохранить корни. А без корней не бывает у народа ни настоящего, ни будущего.
Фатима ЕРЖАНОВА, Талгарский район