Четверг, 25 Апреля 2024

Казахское искусство на Северном Кипре

Казахское искусство на Северном Кипре

В конце сентября 2018 года на Северном Кипре в Никосии состоялось торжественное открытие Музея современного искусства тюркских народов. В новом музее на базе Ближневосточного университета планируется создание богатой коллекции художественных произведений мастеров из 14 государств, в том числе Турции, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркмении, Татарстана, Гагаузии, Башкирии, Дагестана, Алтая и Тувы. 
Основная задача проекта - знакомство с достижениями современного искусства, поднятие престижа современной культуры Северного Кипра и поддержка молодого поколения художников. 
В проекте принимают участие наши соотечественники художник-живописец Айдос Сейдақұл и Андрей Оразбаев. 

- Айдос Оспанулы и Андрей Ойратович, с какого возраста начали рисовать и как пришли в профессию?
Айдос Сейдақұл: - Я родился и вырос в Талдыкоргане. Сейчас работаю и занимаюсь искусством в городе Алматы. Член Союза молодых художников Казахстана.
Я увлекся рисованием еще в раннем детстве, где-то с пяти лет. Окончил Казахский национальный педагогический университет имени Абая по специальности «живопись». У меня было много хороших наставников. Среди них М.Қайдаров, С.Н. Коротин, Б.Мырзахметов. Когда был создан Союз молодых художников Казахстана, О.Есенбаев собрал и  сплотил нас, молодых художников.
Андрей Оразбаев: - Я уроженец Павлодара. Рисовать начал с самого детства, но в профессию пришел не сразу. Сначала получил техническое образование, потом понял, что это не совсем мое, и уже после стал заниматься живописью.  
Ну, поскольку у меня уже было высшее образование и еще опыт работы, то начал обучение с художественных студий, потом была школа художников- оформителей, после - занятия у частных художников, и наконец, художественно-графический факультет Омского государственного педагогического университета (Россия).

- Как оказались на Северном Кипре? 

Айдос Сейдақұл: - Нас пригласил ректор-учредитель Ближневосточного Университета гос-подин Суат Гюнсаль. Он стал инициатором музея, и для этого собрал художников со всей Средней Азии. Сейчас мы пишем работы для музея. Здесь большие возможности, и это место, можно сказать, рай для художника, поскольку есть все, что необходимо для работы. Мы бы хотели поблагодарить господина Суата Гюнсаля за помощь в развитии искусства. 
Андрей Оразбаев: - Меня пригласил Сембигали Смагулов, после того как ознакомился с моим творчеством. Условия, которые нам предложили, оказались приемлемыми, поэтому я принял участие в этом проекте. Сама идея создания такого музея, не скажу, что уникальна, но других аналогов не знаю. Ведь это объединение всех тюркоязычных стран в одном месте. 

- В каком стиле пишете картины? Какой философский смысл в них заключен?

Айдос Сейдақұл: - Что меня вдохновляет на написание картин? В основном, меня воодушевляет то, что происходит вокруг. Изменения в обществе, экологические проблемы, социальные... Я считаю, основная миссия художника заключается в том, чтобы передать все это через свои работы, это и является моим вдохновением. У меня нет какого-либо стиля в написании картин, но работы более близки  к импрессионизму.
Андрей Оразбаев: - Я пишу абстракционизм, абстрактный экспрессионизм и символизм. Можно этими тремя направлениями описать мой стиль. Изначально меня всегда интересовало взаимодействие человека с окружающим миром. Одна из концепций: человек - часть мира,  в котором живет, и поэтому дистанцирование от мира негативно влияет на него. Вторая - это синтез живого и  неживого мира. И еще одна из концептуальных тем, которая меня интересовала - пограничное состояние и явления, которые возникают, скажем, между светом и тьмой, жизнью и смертью.

- Где выставлялись ваши картины?

Айдос Сейдақұл: - Наши персональные выставки до начала карантина проходили на территории университета: в больнице Ближневосточного Университета, в Амфитеатре и на разных факультетах. После все работы будут выставлены в новом музее.
Андрей Оразбаев: - В основном, в Казахстане, естественно, в моем родном городе Павлодаре, в Нур-Султане и других городах. Также были и здесь на Кипре, и не один раз.

- В мире сейчас бушует пандемия коронавируса COVID-19. Как данная ситуация повлияла на ваше творчество?

Айдос Сейдақұл: - Без сомнений, пандемия коронавируса сильно повлияла на общество и мир в целом. Это, если можно так выразиться,  «испытание» для человечества, огромная трагедия для каждого из нас, независимо от того, художник ты или кто-то еще. Думаю, что на внутренний мир и видение художников ситуация в мире сильно повлияла, и я написал три картины на тему COVID-19 для Музея Современного искусства Кипра. 
Я изобразил в них проблемы, которые пришли в общество вместе с вирусом. И на  одной из картин изображена семья из трех человек, все они в масках, кроме ребенка, ведь для него нет никаких ограничений. Детям во время пандемии нельзя выходить на улицу, они не видят солнца. Я хотел изобразить данную проблему, и порою у некоторых вещей не может оказаться решения, как в кубике Рубика. И я решил сделать акцент на этом.
Андрей Оразбаев: - Ну, вообще - никак. По крайней мере, здесь достаточно спокойная обстановка. Знаю о ситуации только из СМИ. Всегда был убежден в том, что для понимания любого процесса необходимо «прикоснуться» к нему. Поскольку этого с нами не происходит, то можем себе это только представлять и сопереживать остальному миру. Получается, что пандемия никак не отразилась на моем творчестве.

- Надолго сюда приехали?

Андрей Оразбаев: - Есть разные программы, самая минимальная - 15 дней, на подготовку персональной выставки дается 40 дней, и художники остаются и пишут по 20 работ. И если организаторы заинтересованы в дальнейшей работе с вами, и у художника есть возможность, то можно остаться. Сроки уже обговариваются индивидуально. Я здесь нахожусь уже семь месяцев. Меня вполне все устраивает.

Сабина 
Самыратбекова. 
Киринейский 
Университет,
Северный Кипр.

Другие новости

Национальные ценности – основа воспитания

Национальные ценности – основа воспитания

Масштабное мероприятие на тему «Ұлттық құнды...

  24.04.2024   73
Многовековое наследие культуры

Многовековое наследие культуры

Историко-культурное наследие во многом формирует м...

  15.04.2024   412
Магия древнего ремесла

Магия древнего ремесла

Знаток казахской музыки, композитор и музыковед Ах...

  05.04.2024   707
Кисти, меняющие художественный мир

Кисти, меняющие художественный мир

Ахмет Ахат родился 4 апреля в 1954 году в КНР (г....

  05.04.2024   712
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.