Совершенствование законодательства в сфере использования пастбищ
27 февраля 2024 года Главой государства был подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам использования пастбищ». Инициатором этих поправок выступили сами депутаты Парламента Республики Казахстан.
В современном Казахстане вопрос об использовании пастбищ является одним из ключевых в сельском хозяйстве и управлении природными ресурсами. Сегодня около 67 процентов (183,2 млн га) территории страны занимают пастбища, что делает их неотъемлемой частью жизни местного населения и экономики. Однако, несмотря на обилие пастбищных угодий, сельские населенные пункты сталкиваются с проблемой их нехватки, и в последние годы дефицит пастбищных угодий стал одним из острых вопросов для сельских сообществ.
В настоящее время большая часть скота пасется в окрестностях населенных пунктов в радиусе 5-6 километров. Скотоводы ограничены в возможности перегонки животных на отдаленные пастбища. Это приводит к увеличению количества сельскохозяйственных животных на близрасположенных пастбищах и последующей деградации земель. Так, по данным качественной характеристики земель в Республике Казахстан числится более 90 млн га эродированных и эрозионно-опасных земель.
Таким образом, вопрос о нехватке пастбищ становится серьезной проблемой, требующей комплексного подхода и разработки эффективных мер по управлению пастбищными угодьями для обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства и сохранения биоразнообразия.
Согласно данным Министерства сельского хозяйства, для выпаса 6,2 млн условных голов сельскохозяйственных животных, содержащихся в личных подсобных хозяйствах, требуется 50 млн га. Расчетная нехватка пастбищ составляет 29 млн га.
Существующие проблемы вынуждают искать решения на уровне законодательства, чтобы контролировать использование пастбищ и обеспечить устойчивость сельскохозяйственной де-
ятельности.
В этой связи, в 2022 году депутаты Парламента Республики Казахстан приняли на себя инициативу по разработке проекта закона, направленного на совершенствование законодательных актов по вопросам использования пастбищ.
Пастбища представляют собой один из наиболее важных стратегических природных ресурсов. В этой связи, во многих странах на законодательном уровне отрегулированы вопросы использования, охраны, воспроизводства и улучшения состояния пастбищ.
Законодателями был тщательно изучен опыт многих, в том числе соседних, стран в целях выработки комплексных мер, направленных на устранение дефицита земельных угодий и улучшение управления ими.
В ходе разработки законопроекта депутаты Парламента посетили соседний Кыргызстан, который имеет хороший опыт управления пастбищами.
На сегодня в Кыргызстане использование пастбищ регламентируется планом сообщества по управлению и использованию пастбищ, ежегодным планом их использования. Выпас скота разрешается на основании пастбищных билетов. Использование их в иных целях осуществляется на основе договоров об использовании пастбищ.
Ответственность и контроль за управлением государственными пастбищными угодьями, кроме права распоряжения, возлагаются на органы местного самоуправления, которые вправе делегировать полномочия по управлению и использованию пастбищ объединениям пастбищепользователей. Исполнительным органом объединения пастбищепользователей является жайыт комитет, который руководит текущей деятельностью.
В Узбекистане юридические и физические лица могут использовать пастбища путем получения земельных участков в аренду, в том числе в субаренду на основе открытого электронного конкурса. На землях лесного фонда пастбища используются по разрешению органов государственного лесного хозяйства.
Опыт Узбекистана интересен также тем, что на основе инвестиционного договора или государственно-частного партнерства пастбища, вышедшие из оборота, могут предоставляться в аренду гражданам Узбекистана, сельскохозяйственным предприятиям, а также инвесторам, являющимся резидентами Узбекистана в целях сельскохозяйственного производства на срок, который не может быть менее 3-х лет и не должен превышать 49 лет.
В Таджикистане пастбища разделяются в зависимости от назначения, сезона использования и места расположения: пастбища для прогона, отдыха и проведения санитарно-противоэпизоотических мероприятий, зимние пастбища, весенне-летние пастбища, летние пастбища, постоянные пастбища, пастбища предгорных зон, пастбища горных зон, пастбища высокогорных зон.
Кроме того, уполномоченный государственный орган по использованию пастбищ разрабатывает государственные программы и стратегии использования, проводит государственный мониторинг и т.д.
Местные исполнительные органы играют важную роль в реализации государственной политики в области использования и защиты пастбищ.
В Туркменистане для выпаса скота под пастбища могут выделяться земли лесного фонда, отдельные участки особо охраняемых природных территорий и земли других категорий. Пастбища могут предоставляться в пользование дайханским объединениям, другим сельскохозяйственным предприятиям и сопричастным к государству организациям (юридические лица, имеющие государственную долю) на срок до 25 лет, другим юридическим лицам, не сопричастным к государству, физическим лицам Туркменистана, а также чекене (объединение собственников скота без образования юридического лица в целях коллективного выпаса скота) – на срок до 10 лет.
В Казахстане Закон «О пастбищах» был принят еще в 2017 году. Однако в целях устранения нехватки угодий для жителей населенных пунктов и улучшения жизни сельчан потребовались дополнительные законодательные поправки, которые были отражены в Законе «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам использования пастбищ».
Закон предусматривает внесение изменений в Земельный и Лесной кодексы, а также в ряд других законов, связанных с землепользованием и сельским хозяйством.
Одним из важных аспектов нового закона является расширение полномочий местных исполнительных органов по борьбе с деградацией и опустыниванием пастбищ.
Теперь местные исполнительные органы области будут иметь возможность разрабатывать и утверждать планы мероприятий, направленных на борьбу с деградацией и опустыниванием, а также по обводнению пастбищ. Реализация указанных мероприятий будет закреплена за местными исполнительными органами нижестоящего уровня.
Указанные мероприятия будут осуществляться за счет бюджетных средств и (или) иных источников в рамках действующего законодательства Республики Казахстан.
В целях недопущения коррупционных предпосылок в Земельном кодексе исключаются нормы по предоставлению земельных участков для отгонного животноводства (сезонные пастбища) и выпаса скота населения на праве временного безвозмездного землепользования вне конкурса. Предоставление пастбищ вне конкурса отдельным лицам и организованным хозяйствам лишало сельчан возможности использовать их под общественные нужды.
Предусмотрены поправки в части увеличения минимального норматива по количеству скота на общей площади пастбищ с действующих 20% до 50% от предельно допустимой нормы нагрузки на пастбища. Отсутствие сельскохозяйственных животных для выпаса либо их наличие в количестве менее 50% от предельно допустимой нормы будет являться критерием неиспользования земельного участка по назначению. Данная норма позволит по фактическому наличию скота отчуждать в пользу государства неиспользуемые пастбища, которые впоследствии будут передаваться крестьянским или фермерским хозяйствам, сельхозпроизводителям в рамках действующего законодательства на конкурсной основе.
Увеличение минимального норматива по количеству скота на пастбищах способствует более рациональному использованию этих угодий. Предполагается, что введение этой нормы позволит высвободить более 20 млн гектаров земли.
Также предусматривается предоставление преимуществ сельскохозяйственным кооперативам в конкурсах на получение сельхозземель, что поспособствует их развитию и повышению эффективности использования пастбищ.
Одновременно с этим законодатели обратили внимание на необходимость регулярного мониторинга и контроля за состоянием пастбищ. Введены новые нормы, предусматривающие обязательное представление информации об участках государственного лесного фонда, на которых возможны сенокос и выпас скота. Сегодня площадь пастбища, принадлежащего лесному фонду, составляет 6,4 млн га. Указанная норма поможет рационально использовать лесные угодья.
Введено понятие «общественные пастбища», которое должно усилить статус земель вокруг населенных пунктов, предназначенных для выпаса скота сельского населения, и поможет предотвратить незаконные действия в отношении этих угодий.
В целях решения проблемных вопросов рационального использования пастбищ внесены поправки, направленные на уточнение содержания Плана по управлению пастбищами и их использованию. При разработке Плана по управлению пастбищами будут учитываться определенные данные и сведения, представляемые государственными органами, физическими и (или) юридическими лицами.
Таким образом пастбищепользователи будут вовлекаться в разработку Плана по управлению пастбищами.
Указанный План будет утверждаться местным представительным органом района, города областного значения на пять лет.
Вводится норма, направленная на восстановление и улучшение состояния пастбищ. Так, подобная работа будет осуществляться на основе результатов геоботанического обследования и мониторинга, а также при проведении инвентаризации земель. Осуществление мероприятий по восстановлению и улучшению состояния пастбищ будет обеспечиваться уполномоченным органом, местными исполнительными органами, органами местного самоуправления, а также пастбищепользователями.
Надо отметить, что закон направлен на объединение пастбищепользователей (простые товарищества, консорциумы), что способствует получению различных видов государственной поддержки в соответствии с законодательством о государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий.
В целом реализация данного закона в Казахстане должна привести к долгосрочным позитивным последствиям в сельском хозяйстве. Будет способствовать разумному использованию пастбищ, предотвращению деградации земель и защите интересов сельских сообществ. Это станет важным шагом к устойчивому развитию сельских районов и повышению качества жизни их жителей.
Важно подчеркнуть, что успешное управление пастбищами требует активного участия именно со стороны самих пастбищепользователей, так как они обладают уникальными знаниями о местности, условиях, что в итоге делает их ключевыми участниками в процессе принятия решений и реализации мер по управлению пастбищами.
Султан ДЮСЕМБИНОВ,
депутат Сената Парламента РК.
Фото из открытых источников.