Секреты привлекательности региона
Благоустройство 340 км троп, появление новых горнолыжных курортов и визит-центров, субсидирование, повышение квалификации сотрудников, увеличение в два раза притока туристов, а также инвентаризация всей региональной туристической инфраструктуры. Такова лишь часть задач, стоящих перед управлением туризма Алматинской области.
Об этом и многом другом нам рассказал Бауыржан Абдуллаев, руководитель отдела развития инфраструктуры и реализации туристских проектов регионального управления туризма.
- На сегодня из этого списка задач какой пункт или пункты Вы бы выделили как наиважнейшие? Что в будущем позволит сделать большой шаг в привлечении потока туристов в регион?
- На самом деле важно предпринимать целый комплекс мероприятий. Инвестиции, инфраструктура, транспорт, навигация – все играет важную роль. Однако я бы выделил на данном этапе вопрос систематизации того, что уже имеется. Другими словами, собрать сведения о гостиницах, сервисе, наличии благоустроенных троп, транспорте... Суммировать эти знания и понять: где именно есть проблемы, чего не хватает, где уже созданы все условия даже для придирчивых иностранных туристов, а где есть уникальные природные красоты, но нет элементарных удобств для гостей.
Именно поэтому мы проведем тщательное изучение мест существующего и возможного отдыха в области. Сейчас уже идут конкурсные процедуры для привлечения специализированной организации к этой работе. А в конце года, думаю, мы получим ясную картину – от количества туроператоров до сформированного списка интересных мест. В этом деле важно знать даже такие детали, как наличие туалетов. По итогам инвентаризации будет создано мобильное приложение, куда внесем всю информацию по проживанию, питанию, различным видам отдыха.
- Это в перспективе, но все же сейчас управление туризма руководствуется какими-то планами, целями? Какие задачи ставите перед собой на ближайшее время?
- Все четко определено в Плане развития Алматинской области на 2021-25 годы и в других стратегических документах. Он сформирован на несколько лет вперед, и что касается всех цифр и задач в сфере туризма, то это – в нашей зоне ответственности. Выделяются три показателя: увеличение количества туристов, в том числе и иностранных; прирост числа мест для размещения в оте-лях, базах отдыха, гостиницах; объем привлеченных инвестиций.
Например, до 2025 года нужно довести цифру приезжающих на отдых до 670 тысяч. На сегодня по итогам прошедшего года данные управления статистики говорят о 360 тысячах туристов, посещающих за сезон Алматинскую область. Но надо понимать, что здесь не учитываются те, кто приезжает на машинах, ночует в палатках, снимает квартиры или хостелы, отдыхает у друзей. Реальная цифра гостей региона гораздо выше.
- А какой процент иностранных турис-тов? И из каких стран, в основном, они приезжают?
- По имеющимся данным – более трех тысяч иностранных туристов. Но тут тоже важно понимать, что адекватного и реального подсчета в сфере туризма пока нет, мы фиксируем нерезидентов в гостиничной сфере, по спискам участвующих в культурных и спортивных мероприятиях и так далее. В основном, едут из ближнего зарубежья. Вообще, ключевыми направлениями для нас, откуда уже в ближайшее время можно увеличить приток, являются Китай, Россия, среднеазиатские страны-соседи. И здесь очень важно создавать условия – инфраструктуру, сферу услуг, готовить кадры, необходимы хороший маркетинг и продвижение.
- А что подразумевается под маркетингом и продвижением? Способ облечь имеющееся в красивую обложку, реклама казахстанских направлений через туроператоров?
- И это в том числе, но мы стараемся максимально разнообразить досуг приезжающих, чтобы они не только окунулись в национальные особенности края, увидели исторические достопримечательности и любовались уникальной природой. Мы внедряем новое направление – событийный туризм, он проводится во многих странах, но у нас пока еще набирает обороты.
В этом году одним из таких знаковых мероприятий станет фестиваль воздушных шаров, который пройдет в г. Конаеве в июле. Что-то похожее проходит в Турции, в Каппадокии, и ежегодно привлекает огромное количество зрителей и рекламодателей со всего мира. Само событие отрабатывает сразу несколько задач - популяризация места, приток туристов, инвестиции как местных, так и международных компаний.
Балхашская регата, марафон Tengri Ultra – все это мероприятия, которые мы курируем. И это не только привлечение участников из-за рубежа – приезжают болельщики, любители такого отдыха и спорта. А события становятся визитной карточкой области. Также на международном телеканале BBC News запущена рекламная компания о красивой и богатой природе региона.
- Что касается пешего туризма, природных достопримечательностей и богатств региона, как решается вопрос с доступностью, обустройством этих мест?
- Да, мы будем создавать так называемую «мягкую» инфраструктуру. В планах обустроить 337 километров пеших троп, будет охвачено несколько районов, однако основной акцент - на Кольсай. Устанавливаются скамейки, указатели, появятся даже пирс и освещение скал, оборудуются навигация, смотровые площадки, входные группы с тактильными досками и аудиогидами. Все это делается по существующим маршрутам, где-то подключается управление дорог и создает парковочные места.
Планируется установка 100 навигационных систем вдоль республиканских и областных дорог, на пляжах водохранилища и т.д. Сейчас началась разработка эскизных проектов и идет определение мест, где они будут размещены. Пока это только первый этап, но, думаю, что жители и гости административного центра все это увидят.
- Можно ли выделить буквально тройку главных, знаковых, наиболее перспективных мест для развития?
- Конечно, главным местом притяжения в регионе является Алматинский горный клас-тер, входящий в топ-10 туристических рес-публиканских приоритетов. Он включает в себя Чарынское ущелье, Кайынды, Кольсайские озера, Иле-Алатауский парк и несколько горнолыжных курортов. Второе приоритетное направление развития – это Капшагайское водохранилище, куда приезжают отдыхающие из других регионов. И третье – горячие источники и термальные воды, оздоровительные комплексы в Уйгурском районе.
- И какие изменения ждут эти три направления? Может быть, есть реализованные проекты по развитию этих трех туристических зон?
- В Чарынском национальном парке в марте с привлечением инвесторов был открыт визит-центр Sharyn. Спроектированный сингапурским архитектором, он является окном в природу каньона, отправной точкой походов, где туристы могут получить информацию о парке, его флоре и фауне, маршруты пеших троп. Точно такой же открыт в конце прошлого года в Тургене.
Что касается Кольсая, то именно там и будет реализована удобная «мягкая» инфраструктура. Мы, конечно, ограничены законами о заповедных местах, поэтому инженерные сети провести нельзя, но сделаем все возможное для комфортного отдыха.
По Конаеву: уже существуют восемь коммунальных городских пляжей, где проводились работы по обустройству и санитарной очистке, более ста зон отдыха, есть проекты с привлечением инвесторов. Развивается юго-западное побережье, возводятся гостиничные комплексы. Ведется строительство развлекательного комплекса Makao Luxury Village, многофункционального курорта Kapchagay Resort.
Большой потенциал развития и у горячих источников. Есть интерес к ним у иностранных туроператоров, думается, такой медицинский туризм придется по вкусу именно нашему восточному соседу.
- А что насчет горнолыжного спорта, а также таких экзотических и, думается, весьма интересных для иностранных туристов экоферм и этноаулов?
- Есть агро- и этнотуризм, и здесь мы очень плотно работаем с бизнесом. Оказывается законодательная, консультационная и иная поддержка в рамках компетенции.
По горнолыжным курортам у нас в Карасайском районе идет строительство комплекса «Көктау» на площади в 112 га. Общая сумма вложений - около 8 миллиардов тенге, появятся три канатные дороги, лыжные трассы. В летний период комплекс будет специализироваться на активном отдыхе и рыболовстве. Из знаковых еще отмечу санаторий Saf Resort в Талгарском районе, он был открыт в живописном ущелье в конце прошлого года.
- И все же одной из основных проб-лем развития отечественного туристического бизнеса и его выхода на международные рынки называют плохое качество предоставляемых услуг. Как переломить эту ситуацию?
- Тут вновь скажу, что нужен целый комплекс изменений. Это и повышение квалификации кадров, улучшение сферы услуг, и создание инфраструктуры, разработка мобильных приложений, улучшение транспортной сферы, автомобильных дорог, и предпринимательская деятельность... Здесь все взаимосвязано.
Например, с целью повышения качества услуг только в Конаеве пройдет несколько бесплатных краткосрочных курсов – для гидов, управленцев, экскурсоводов. В сфере услуг нужен контроль питания, оборудования, транспорта, качества гостиничных услуг. Все это и то, что я упоминал выше, будет играть на имидж региона, его привлекательность.
- В развитии любого бизнеса на этапе становления или расширения очень важны отношение и поддержка государства...
- Конечно же, она есть. В нашей облас-ти работает даже несколько видов субсидий для предпринимателей, открывающих бизнес в туристической сфере. Большой популярностью пользуется десятипроцентная компенсация затрат на возведение туристических объектов – это могут быть гостиницы, зоны отдыха, санатории и так далее. То есть, построил бизнесмен гостиницу за 500 миллионов тенге. Мы рассматриваем объект в комиссии, согласовываем с министерством культуры и спорта, субсидируем и возвращаем ему 50 миллионов тенге.
Казалось бы, деталь, но, тем не менее, малозначимой ее не назовешь! Так, владельцы туалетов (именно стационарных) в местах отдыха или просто вдоль трасс могут ежемесячно получать 83 тысячи тенге. Правда, это должны быть санитарно-гигиенические узлы, то есть в них обязательны горячая и холодная вода, кабинки для инвалидов. Должны быть созданы все условия.
С прошлого года заработали субсидии для предпринимателей, которые обновляют свой автопарк. В случае покупки нового авто для перевозки тургрупп, баз отдыха, гостиниц, они могут возместить четверть от стоимости покупки. И это тоже определенный стимул для вложений в эту сферу. Вообще мы основываемся на мысли о том, что чем больше будет отелей, зон отдыха, кемпингов, тем выше конкуренция, а значит, тем больше стимул к поиску новых мест, способов отдыха. В борьбе за конкурента бизнес сам даст толчок в развитии сферы туризма.
Александр ПОПОВ, г. Конаев