«Я бы в токари пошел, пусть меня научат!»
Каждый человек, как бы ни сложилась его судьба, должен получить трудовую закалку, которая потребуется в любой сфере деятельности, ибо труд – это существования, источник морального удовлетворения, материальных благ. К написанию данной статьи меня подтолкнула встреча с подростками на одной из наших городских улиц.
Я был приятно удивлен, когда ребята вдруг подошли ко мне и, поздоровавшись, сказали:
- Вы ведь работали токарем и одновременно учили ребят профессиональному токарному мастерству и в школах, и в училище. И потому Вас многие знают в нашем городе...
Ребята спросили, могу ли я научить их сегодня настоящему токарному делу.
- Могу, - ответил я. – Но для этого нужны рабочее место токаря, исправный токарный станок со всеми необходимыми принадлежностями, наличие различных режущих и измерительных инструментов. На освоение теории и практики для получения квалификации токаря 2-3 разряда требуется более 700 академических часов. Хороший, квалифицированный токарь, в случае необходимости для производства, должен уметь работать на большинстве металлорежущего оборудования и, извлекая из-под резца красивую стружку при точении, изготовлении различных деталей по чертежу, в совершенстве знать правила техники безопасности. А путь к профессионализму должен начинаться с высокого качества уроков труда в средней школе. Это – истина.
Человек, освоивший профессию токаря, должен уметь свободно управлять станком, точить наружные цилиндрические поверхности, правильно подбирать обороты шпинделя и скорость резания, сверлить и растачивать внутренние поверхности, нарезать наружную резьбу резцом и плашкой, нарезать внутреннюю резьбу резцом и метчиком, составлять технологический процесс на изготовление детали по чертежу.
Профессия токаря и другие профессии металлообработки не терпят небрежности. Как-то при прохождении практики моими учениками на заводе «АЗОК» я увидел, как уже далеко не молодой рабочий на вертикально-сверлильном станке сверлил отверстие большого габарита стальной балки. Из-под сверла примерно 30-35 мм вместо металлической стружки извлекались огненные искры, сверло нагрелось добела. Рабочий уклонялся от искр, но продолжал «сверлить».
Увидев это, я понял, что через несколько минут такой работы может произойти несчастный случай, ибо сверло было совершенно не заточено, и неизвестно, в какую сторону и в кого могут попасть обломки сверла, или в брак пошла бы почти готовая дорогостоящая деталь. Разыскав мастера, я сказал, что нужно немедленно остановить сверление, после чего сверло было заточено по всем правилам. Работа продолжалась без особых усилий: спокойно, красиво извивалась холодная стружка, а несчастного случая не произошло. Оказалось, к работе на сверлильном станке был допущен совершенно не подготовленный и не имеющий представления о металлообработке человек – в школе его этому не учили.
А в одной из воинских частей работал всего один рабочий – пожилой человек, владеющий многими профессиями по металлообработке. К сожалению, сегодня в армию приходит очень мало молодых людей, имеющих хотя бы навыки трудового обучения в школе, и порой некому производить мелкий ремонт имеющегося воинского оборудования. А ведь выпускники школ – это стратегический резерв в обороноспособности Республики Казахстан.
Еще Антон Макаренко утверждал, что «человек, не умеющий трудиться и добросовестно относиться к труду, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других, без помощи других живет неряшливо, нерадиво».
Не потому ли мы видим разбитые стекла на автобусных остановках, молодежь, подростки не берегут установленные акиматом малые архитектурные формы, детские и спортивные площадки? Городским властям вновь пришлось восстанавливать разбитую архитектурную форму напротив гостиницы «Куаныш», а кто-то вновь упорно подбирается к созданным из нержавеющей стали чайкам...
Необходимо усовершенствовать, по-ставить на должную высоту воспитательную работу в школах и колледжах. Проводить кропотливую индивидуальную работу с родителями: «Родительский лекторий» на высоком педагогическом уровне с привлечением ведущих преподавателей, психологов, врачей и работников органов правопорядка.
Уверен, что у нас в городе много талантливых ребят, и не исключено, что среди них растут гении, надо только им дать возможность и базу для технического творчества, изобретательства, а тем для этой деятельности в городе Қонаев – великое множество.
О потребностях в кадрах технических профессий говорят на всех уровнях, а о том, что инженер-изобретатель и просто квалифицированный рабочий начинается в школе – забывать нельзя.
Владимир ЮГОВ,
старожил города Капшагая,
обладатель 6-ти рабочих профессий
(4 из них связаны с машиностроительным производством
и металлообработкой).