По родительским стопам
Жизнь каждого человека оценивается выбором пути и той пользой, которую он приносит на своем поприще. Каскеленка Светлана Досмаганбетова смогла проявить себя сразу в двух сферах - в педагогике и журналистике.
Причем, как профессиональный филолог, пошла она по стопам своей мамы – Шары Канаткулкызы, которая в свое время преподавала русский язык и литературу в школах Карасайского района и вот уже довольно долгое время возглавляет работу районного общества «Қазақ тілі». Собственно, можно вести речь о целой династии педагогов, поскольку, кроме Шары Канаткулкызы, на этом благородном поприще трудятся две ее дочери – Светлана и Шолпан. Профессии учителя посвятила себя и ее младшая сестренка.
Если говорить непосредственно о Светлане Курмангалиевне, то родилась она 7 сентября 1963 года в г. Каскелене. Было время, когда семья жила в селе Жамбыл Каскеленского района, а Светлана с первого по седьмой классы училась в средней школе имени Жамбыла. Потом начался каскеленский период жизни, учеба в средней школе имени В. Белинского.
В семье Курмангали ага и Шары апай было четверо детей: Мурат, Светлана, Максат и Шолпан. Родители старались воспитывать их добрыми, порядочными, человечными. Но сначала трагически оборвалась жизнь главы семьи, а в 1991 году в 25-летнем возрасте погиб младший сын Максат. Все это стало тяжелым испытанием.
– Родилась я в интеллигентной семье, поскольку мама учительствовала, а папа был ученым-агрономом, – рассказывает Светлана Курмангалиевна. – Но, к сожалению, жизнь отца оборвалась очень рано, когда мне было всего шесть лет. Трагедия произошла в мае 1969 года. К счастью, рядом с нами всегда была наша мама – Шара Канаткулкызы. Она вырастила нас одна, замуж так и не вышла. Наша мама – не просто учитель русского языка и литературы, а отличник просвещения Казахской ССР, учитель-методист республиканского значения, Почетный гражданин Карасайского района. Ее труд был неоднократно отмечен грамотами, дипломами, благодарственными письмами, медалями. Всем, чего мы достигли, обязаны прежде всего Всевышнему и ей.
Сразу после окончания школы Светлана Курмангалиевна поступила на дошкольное отделение Каскеленского педагогического училища. Окончила его в 1983 году. Через два года решила стать профессиональным филологом и поступила в университет. Так и открылся ее профессиональный путь в педагогику. Хотя в детстве, как и многие ее сверстницы, она мечтала быть артисткой, фигуристкой, гимнасткой. Все эти профессии тогда были почетными, востребованными, популярными.
Если же вернуться к реалиям жизни, то поначалу, глядя на свою любимую воспитательницу Людмилу Михайловну, Светлана решила, что будет работать воспитателем. Но чуть позже, по примеру талантливого учителя Надежды Ивановны Петровой, у нее появилось желание стать учителем русского языка и литературы.
Так все и получилось. Сначала Светлана Курмангалиевна работала воспитателем, потом – учителем. Правда, между этими двумя благородными занятиями она также успела поработать пионервожатой и заведующей сектором учета членов ВЛКСМ Чемолганского колледжа водного хозяйства (Алматинского гидромелиоративного техникума) при комитете комсомола этого же учебного заведения. Кроме того, на протяжении десяти лет – в период с 2006 по 2016 годы трудилась на ниве журналистики.
– Хочу отметить, что это были мои самые лучшие годы – творческие, счастливые, – поделилась наша собеседница. – Честно признаться, время от времени я скучаю по этой профессии, по тем временам, когда трудилась в коллективе редакции Карасайской районной газеты «Заман жаршысы», которая сейчас называется «NAQTY».
На протяжении полутора лет работала она воспитателем в дошкольном учреждении, год – в педагогическом училище, где вела практику. Затем год трудилась в средней школе села Бериктас Жамбылского района пионервожатой, а также вела часы русского языка и литературы. И это ей понравилось. Как-то так сложилось, что одно другому не мешало, наоборот, помогало и дополняло.
– Знаете, невольно вспомнила слова опытных учителей, которые нередко пророчествовали, говоря мне: «Светлана, из тебя выйдет хороший учитель», – продолжила разговор наша собеседница. – Не знаю, вышел из меня хороший учитель или нет, но я всегда старалась добросовестно трудиться. Думаю, что я – неплохой педагог. Преподаю русский язык и литературу в среднем звене – пятых-девятых классах с русским языком обучения. Каждый день моей жизни по-своему особенный, нескучный. Очень нравится непосредственно работа с детьми, но немало времени уходит на отчеты и другую рутину. Как бы там ни было, думаю, что быть учителем – это мое призвание.
Жизненное кредо Светланы Курмангалиевны довольно простое, но емкое: никогда не останавливаться, идти вперед, всегда помогать другим людям, если они нуждаются в помощи.
В настоящее время она трудится в коллективе средней школы имени Каныша Сатпаева, возглавляет который Рысбуби Мамбеталиевна Дуйсебаева. Конечно же, большую радость и удовлетворение, творческое вдохновение приносит именно работа с детьми. От чего же бывает трудно, больно и обидно, так это от несправедливых обвинений: например, из-за того, что дети пропускают уроки, выслушивает нарекания и получает замечания учитель, в частности классный руководитель.
– Есть такие профессии, например, учителя или врача, в которые нужно приходить осознанно, понимая, что ты в ответе за своих учеников или пациентов, а твоя работа должна приносить большую пользу обществу, – делится своими размышлениями Светлана Курмангалиевна. – Вот и мой выбор был осознанным, поскольку воспитание подрастающего поколения – это самая благородная на земле миссия. Особо же согревает сердце мысль о том, что я продолжаю дело своей мамы.
Что касается увлечений, то еще в детстве Светлана Курмангалиевна любила петь, танцевать, рисовать, читать классическую литературу. Но сейчас на это просто нет времени, поскольку нужно готовиться к урокам, проверять тетради, заполнять дневники. И все же она считает себя счастливым человеком, поскольку всегда старается поддерживать свою семью, трудиться и приносить пользу обществу.
Размышляя же о том, что такое счастье, Светлана Курмангалиевна сказала: «В каждом возрастном периоде значение этого понятия меняется. На данном этапе счастье для меня связано с благополучием моей семьи – мамы и доченьки, родных, друзей, соседей, знакомых, даже нашей кошки Дайны. Мне крайне важно, чтобы они были в безопасности и счастливы! Мои дальнейшие мечты и планы также связаны с тем, чтобы родные были здоровы, чтобы у них все было хорошо. Я рада тому, что у нас целая династия педагогов. К сожалению, никто из наших детей не выбрал этот путь, но, возможно, со временем станет учителем кто-нибудь из внуков. Главное – чтобы Казахстан стабильно развивался и процветал».
Танзиля МУХТАРОВА, Карасайский район