Развитие функциональной грамотности на уроках географии
Повышение функциональной грамотности учащихся способствует развитию школьной информационной среды. Грамотная личность – это самостоятельный человек, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определенными качествами, компетенциями.
Важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности учащихся. Функциональная грамотность - рассматривается как способность использовать все постоянные приобретаемые в жизни знания, умения, навыки.
В Послании Первого Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства» большое внимание уделяется вопросам сферы образования. «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией», отмечено в Послании.
Одним из показателей успешности вхождения в мировое образовательное пространство является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. Формирование функциональной грамотности - это условие становления динамичной и творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.
Вопрос функциональной грамотности учащихся и всего подрастающего поколения также отражен в Послании Президента: «необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
Чем понятие «чтение» отличается от понятия «Функциональное чтение»? Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для конкретной задачи или выполнения определенного задания.
Внедрение современных методов и технологий, повышение качества образования является гарантией развития Казахстана. Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Сформированность функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации. Формирование функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решено в контексте каждой образовательной области, а также предмета «география».
- Проблемы развития функциональной грамотности на уроках географии
Образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника. То есть, в какой мере учебный процесс позволяет ему: проживать ситуации выбора, постановки целей задания, урока; возможности сформулировать свой, авторский, вопрос; побуждает выделять из жизненной ситуации те задачи, которые ему важно или интересно решить; критически относиться к предлагаемым нормам жизни, способу решения той или иной задачи; приобретать опыт при достижении целей; осуществлять нравственный выбор поступка; аргументировано изменять свою точку зрения; оценивать события урока и т. д.
Возникает проблема: неумение учащихся работать с предлагаемой информацией целенаправленно, искать недостающую информацию.
Не секрет, что до сих пор на географию смотрят как на описательную науку, когда учитель просто констатирует факты и дает сухую характеристику событий и явлений, происходящих в мире. Конечно, это не способствует всплеску интереса учеников к нашему предмету. К тому же цифровая революция позволяет современному ученику получить моментальный доступ к любой информации. Современный ученик не хочет просто читать учебники по географии, бумажные атласы, когда у него есть возможность быстро зайти в сеть и посмотреть огромное количество интересной информации о разных территориях земного шара. Соответственно, одним из необходимых условий успешной методики является усиление самостоятельности учащихся. Практика показывает, что самостоятельная работа способствует развитию у школьника важнейшего качества – самостоятельности, умения в течение всей своей жизни пополнять свои знания через самообразование и применять их на практике.
- Пути решения проблемы развития функциональной грамотности на уроках географии.
По итогам работы мы выдвигаем следующие методические рекомендации по развитию функциональной грамотности:
- На основе системы профессиональных компетенций учителя овладевать приемами моделирования и проектирования своей профессиональной деятельности:
- Сформировать способность проектирования уроков различной целевой направленности в системе инновационных технологий;
- Раскрытие творческого потенциала личности на основе индивидуализированного подхода в учебном процессе, развитие духовной и нравственной культуры личности, формирование активной гражданской позиции;
- Определение соответствия уровня функциональной грамотности школьников, овладение системой ключевых компетенций;
- Развитие функциональной грамотности учеников в области информационной технологии.
Рассмотрим возможности развития функциональной грамотности в учебной деятельности на уроках географии.
- Использование АМО (активные методы обучения)
- Применение формативного оценивания.
- Продумать разноуровневый подход.
- Применение системы вопросов по таксономии Блума, РАФТ, эссе, 6 шляп и т.д.
- Выступление учителя в роли консультанта, помощника.
В методических целях удобно использовать классификацию теста. Тесты делятся сплошные и не сплошные.
Примеры заданий со сплошным тестом:
- Задания множественного выбора: выбор правильного ответа из предложенных вариантов, т. е. привычный тест.
- Определение вариантов утверждений.
- Нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями.
- Нахождение соответствующих содержанию теста слов, выражений, предложений.
- Заполнение пропусков текста предложениями, несколькими словами, одним словом.
- Дополнение и завершение предложений.
- Заполнение таблиц на основе текста.
- Задания – ситуации.
К не сплошным тестам относится графики, диаграммы, кластеры, географические карты и карты местности, планы помещения.
На своих уроках я применяю разные задания на «анализ», «синтез», «оценку» и использую стратегии АМО.
Задания на уровень «анализ»
- Работа с текстом «Кто написал труд «Хождение за три моря»?»
- Как вы думаете, о каком человеке идет речь в тесте?
- Почему именно так он назвал свой труд?
( Афанасий Никитин)
- Игра «Найди лишнее слово»
Литосфера
Атмосфера
Гидросфера
Биосфера
Стратосфера
- Игра «Найди общее»
Растения, животные, микроорганизмы, грибы.
(Биосфера)
Задания на уровень «синтез»
- Работа с тестом
- Угадай, какое определение подходит к рисункам?
- Составление вордингвордов.
- Составление диаграмм Вена.
Задания на уровень «оценка»
- Вставь пропущенные в тексте слова.
- Закончи предложение.
- Задание на соотношение.
- Цифровой географический диктант.
- Альтернативный диктант.
В работе использую следующие стратегии АМО
- «Толстые» и «тонкие» вопросы.
- «Ромашка Блума» или «кубик Блума»
- «Синквейн»
- «Шесть шляп»
- «Снежный ком»
- «Горячий стул»
- «Аквариум»
- «Аукцион»
- «Кейс – стадии»
- «Дерево решений»
Эти задания и стратегии создают возможности для инициативы и творческой деятельности, ученики получают личный опыт, возможность самореализации, уменьшается беспокойство, скука от школьного обучения, что способствует самоконтролю и личной ответственности учащихся.
Таким образом, в ходе анализа состояния проблемы в педагогической теории и практике было расширено содержание понятия «функциональная грамотность», которое рассматривается нами как определенный уровень образованности учащихся, показывающий степень готовности в овладении ими ключевыми (базовыми) компетенциями, способами приобретения знаний и работы с информацией, способностью многократно переквалифицироваться в течение жизни.
В заключение отметим, что окончательным критерием завершения переходного периода и наступления новой стадии социального развития должен служить не уровень развития технологий и не все информации по отношению к прочим экономическим ресурсам, а обретение основной массой членов общества функциональной грамотности.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах жизни.
Захарова Евгения Николаевна,
учитель географии, тренер
КГУ СШ8 им.Н.Островского
г.Талдыкорган