Стартап для будущих инженеров
Примером успешного развития программирования и робототехники стала средняя школа имени В. Белинского города Каскелена Карасайского района. Это первое в Алматинской области образовательное учреждение, внедрившее в учебный процесс всемирно признанную уникальную отечественную экосистему казахстанского стартапа CodiPlay. На днях здесь состоялась встреча коллектива школы с представителями компании и их южнокорейскими коллегами. В ее рамках была организована выставка работ юных IT-инженеров.
Стоит отметить, что эта работа началась два с половиной месяца назад. Но уже сейчас школьники могут похвастать своими «умными» разработками, созданными при помощи моб ильного приложения и под руководством учителей информатики.
– Разработчики стартапа CodiPlay готовят проекты для того, чтобы педагогам было намного легче развивать у учащихся и студентов именно цифровые навыки, – рассказал гость из Южной Кореи Чон Джину. – По приезде в Казахстан было приятно увидеть, что дети пользуются этим сервисом, а обучившись по данным программам, реализуют востребованные проекты. Порадовало и то, что многие из них мечтают стать инженерами. Это позволяет полагать, что нас ждет светлое будущее в сфере IT-технологий и программирования. Цель всей этой работы – привлечь многих учеников и помочь им создать то, что необходимо для развития технологий, чтобы им было легко и весело обучаться базам программирования, понимать, как оно устроено.
Свои работы на этом workshop представил и ученик 4 «е» класса Даниял Болат, который разработал трехскоростной вентилятор, умный светофор и «Колесо фортуны». Над своими проектами он начал работать с самого начала реализации в его родной школе стартапа CodiPlay. Программированием мальчик занимается через смартфон. Лично для него это несложно и очень интересно.
– Казахстанский стартап CodiPlay – это инновационный проект, направленный на улучшение навыков детей по программированию и робототехнике, – отметила директор школы Турсын Сайбырова. – Мы первыми в области запустили эту программу. В настоящее время по ней обучается около ста учащихся. Каждый ребенок может ознакомить желающих со своим проектом. Непосредственно на выставке представлены 15 проектов. Детям очень нравится эта работа. Она помогает развивать критическое мышление, навыки по программированию и визуализации своих программ, а также метанавыки, то есть осознанность, гибкость мышления, креативность, играющие ключевую роль в построении успешной карьеры. Они позволяют адаптироваться к изменениям, эффективно взаимодействовать и находить инновационные решения.
Турсын Адильбековна рассказала и о том, что этой программой владеют все учителя информатики школы, которые прошли обучение бесплатно. Ее устанавливают на смартфон ребенка, что позволяет заниматься программированием в школе, дома, в любое свободное время. Занятия с детьми проходят два раза в неделю.
Со слов директора, на первом этапе стартап CodiPlay был запущен для учеников вторых-четвертых классов, а с начала 2025 года такие возможности откроются и для учеников пятых-восьмых классов.
– Это очень удобная и хорошо продуманная программа, – считает она. – По ней каждый ребенок может разработать свой проект и потом участвовать с ним в различных научно-практических конференциях. Поскольку программа платная, необходимую помощь в ее внедрении в учебный процесс оказали родители, заинтересованные в развитии своих детей.
В рамках данной встречи состоялся первый за два с половиной месяца workshop, где дети показали, чему научились за первое время. Они создают игры, в том числе на скорость реакции. Есть проекты «Умная корзина», «Умный светофор», «Умный дом», «Умный шлагбаум», датчики отслеживания движения, датчики звука для «умного» дома, игра «Камень, ножницы, бумага», трехцветная лампа, непредсказуемый молоток, светодиодная лотерея, «Волшебная лампа»… Каждый проект уникален и показывает, насколько уникален каждый ребенок.
Турсын Адильбековна также отметила, что стартап CodiPlay поддерживается государством. В частности, Премьер-министр РК Олжас Бектенов поручил Министерству просвещения Казахстана оказывать всяческое содействие в том, чтобы на уровне местных исполнительных органов претворять этот проект в жизнь и внедрять его непосредственно в школах.
Танзиля МУХТАРОВА, Карасайский район