Он любил родной поселок
В 2026 году Казахстан отмечает 75-летие со дня рождения известного космонавта Талгата Мусабаева. Его уход из жизни в прошлом году стал большой потерей для всей страны. Но для каргалинцев это особая утрата - ушел наш земляк, человек, для которого родной поселок был частью души.
Талгат Мусабаев родился и вырос в Фабричном (ныне - село Каргалы). Он скучал по этим местам и при любой возможности возвращался сюда. Так было и в 1994 году, когда вскоре после первого полета в космос он приехал на малую родину. Тогда благодарные земляки тепло встретили героя и по старинному обычаю подарили ему скакуна.
Особенно памятным стал визит космонавта в 2011 году, в год его 60-летия. Вместе с Талгатом ага в Фабричный приехали его супруга и внук. Он не спешил, будто боялся что-то упустить: медленно прошелся по улицам, заглянул в барачное здание, где когда-то жил с родителями, поговорил со стариками, которые хорошо помнили его отца и мать. Мне довелось быть рядом в тот день.
Зашел он и в родную Каргалинскую среднюю школу №1, ныне СШ имени К. Абсаметова. Общался с учениками и учителями, вспоминал школьные годы. Тогда я спросил его прямо:
- Талгат ага, Вы скучаете по Фаб-
ричному?
- Разумеется. В книге Екклесиаста сказано: «Время разбрасывать камни, и время собирать камни». Думаю, в моей жизни наступило «время собирать камни», поэтому я приехал сюда.
- В таком случае, Вы помните свою первую учительницу? - поинтересовался я.
- Конечно, как я могу забыть Лидию Рудольфовну Тименскую, которая научила меня писать и читать? Такие учителя остаются с тобой навсегда. Жива ли она сейчас? Можно ли с ней встретиться?
- К сожалению, нет. Она дожила до глубокой старости, почти всю жизнь провела в поселке, где пользовалась особым почетом. Похоронила здесь мать, супруга, в начале 2000-х годов поехала в Подмосковье проведать дочь, и там неожиданно скончалась. Наши семьи дружили, у меня сохранилась в семейном альбоме ее фотография...
- Вы можете подарить ее мне? - попросил космонавт.
- В Ваш следующий приезд я передам ее Вам, - ответил я.
В тот приезд я задал Талгату Мусабаеву еще один вопрос:
- Талгат ага, Вы, конечно, знаете, что есть традиция на родине космонавтов называть при жизни их именами школы, улицы, населенные пункты. Почему Вы против?
- Исмаилжан, быть космонавтом для меня большое счастье, мечта и смысл всей моей жизни. Считаю, что первые космонавты были настоящими героями, которые рисковали жизнью, а для меня – это обычная работа, поэтому не торопитесь, - скромно, с улыбкой ответил он.
В поселке и сегодня добрым словом вспоминают родителей космонавта. Отец, Амангельды Мусабаев, работал в отделе кадров Каргалинского суконного комбината, позже - корреспондентом Жамбылской районной газеты «Екпінді еңбек» («Атамекен»). Мама, Салиха Хамидовна, была врачом местной больницы, человеком, к которому шли не только за медицинской помощью, но и за советом. В 1951 году ее назначили на должность главного врача. Родом она была из Удмуртии. В 1943 году, окончив Ижевский медицинский институт, ушла на фронт военным врачом. Ее путь пролег от Сталинграда до Берлина. Именно там, на фронте, она познакомилась с Амангельды Мусабаевым, полюбила молодого офицера-казаха, вышла за него замуж и вместе с ним приехала в наши края.
Фабричный, где находился знаменитый Каргалинский суконный комбинат, в середине прошлого века был небольшим поселком, где все местные жители хорошо знали друг друга, тесно общались. Поэтому у каждого сохранились свои воспоминания об известном земляке.
Амангельды Мусабаева вспоминают как очень интеллигентного, скромного, жизнерадостного и обаятельного человека. Он пользовался искренним авторитетом и уважением у земляков.
Мне удалось поговорить с другом детства Талгата - Шолпан Балкебаевой (Есеновой).
- Семьи Балкебаевых и Мусаба-
евых дружили, - вспоминает она. - Мой отец Жамаш Темиргалиевич, работавший парторгом на Каргалинском суконном комбинате, был близким другом Амангельды Мусабаева. Мы часто ходили друг к другу в гости. С Талгатом мы были одногодками, поэтому много играли вместе. Он всегда был аккуратно одет - до сих пор помню его шорты с подтяжками крест-накрест, добрый, веселый и озорной мальчишка. Вместе пошли в первый класс, у нас была общая первая учительница - Лидия Рудольфовна Тименская. Наши родители продолжали общаться и после того, как Мусабаевы переехали в Алма-Ату.
Еще одна землячка космонавта - Галия Иманбаева (Базарбаева) рассказывает:
- Мы жили по соседству с семьей Мусабаевых, наши родители дружили. Талгат с детства любил скорость. Помню, как зимой он с бешеной скоростью спускался с горок на санках. Уже после его полета в космос Салиха Хамидовна приезжала к моим родителям в Фаб-
ричный. Они со слезами вспоминали трудные 40–50-е годы...
Семья Мусабаевых переехала в Алма-Ату в конце 1950-х годов. Моя мама, Ризванам Махмуткызы, рассказывала, что в то время, когда родились мои старшие брат и сестра, главным врачом была именно Салиха Хамидовна. Мы, дети, не раз бывали у нее на приеме. В те годы врачей было мало, и все доктора были универсалами.
Когда Талгат совершил свой космический полет, и его фотографии появились в газетах, мама, увидев снимок, сразу сказала с улыбкой:
- Талгат очень похож на отца - Амангельды.
- А какой была его мама? - спросил я.
- Очень красивая, среднего роста, с приветливым светлым лицом, правильными чертами. Общительная, скромная. Но главное - она была настоящим врачом и спасла в Фабричном немало жизней.
Здесь уместно вспомнить слова известного педагога, Героя Социалистического Труда Кудыса Абсаметова. Он рассказывал:
- Осень 1951 года. Каншайым вышла в декретный отпуск, и мы получили квартиру. Супруга с утра приводила дом в порядок, когда у нее неожиданно начались схватки. «Скорее беги и пригласи доктора», - попросила она. - Главным врачом тогда была Салиха Хамидовна - супруга Амангельды Мусабаева. Я прибежал к ним, они жили рядом. Салиха Хамидовна уже собиралась на работу, но, услышав о происходящем, сразу пошла с нами. Она приняла роды, сама перерезала и перевязала пуповину, не торопясь, привела младенца в порядок и только после этого ушла на работу.
Это лишь один из эпизодов из жизни доктора, а таких случаев в ее судьбе было немало.
Талгат Мусабаев ушел, но память о нем жива среди земляков. Думаю, было бы справедливо, если бы на месте старого барака, где жила семья космонавта и который сохранился до наших дней, появился музей его имени. Уверен, что и школа, и одна из улиц села Каргалы заслуживают носить имя Талгата Мусабаева. И это решение поддержали бы многие каргалинцы.
Исмаилжан Иминов, Жамбылский район





