«Степной алмаз» в тончайшем обрамлении...
Услышала хорошую новость – скоро в крае Жетысу состоится сход народных сказителей и мастеров этнотворчества, в рамках общенациональной программы «Рухани жањѓыру». Для человека, неравнодушного к ценностям своей культуры и, естественно, культуры общетюркского мира, весть весьма радостная и значимая...
Узнала я и о том, что участниками форума станут колоритные в мире искусства личности. Особенно обрадовал предстоящий приезд Баянгали Алимжанова, которого всегда относила к людям особой породы – текті. А он (знающие люди подтвердят) – особенен во всем: в человеческой сущности, писательском мастерстве, поэтическом даре, режиссерско-драматическом искусстве, таланте сказителя-жыршы, тонкостях музыкального вкуса и актерского дара, одним словом, личность – радуга! Для современного человека, читающего и мыслящего, Алимжанов – это Глыба, Алмаз, обрамленный удивительным сочетанием редких способностей...
А написать о нем, о его многожанровом и многоплановом творчестве я хотела давно... Особенно это желание обострилось после прочтения его произведений в российской «Роман-газете». Писатели и поэты, знающие силу творческого призвания и признания, наверняка догадываются, что быть автором такого печатного издания мирового уровня, как «Роман-газета» – дорогого стоит. В былые советские времена, да и сегодня тоже, этот московский журнал не каждого баловал и балует своим вниманием, а значит, и признанием...
Предоставляя читательской аудитории новое по звучанию и ослепительно чистое по содержанию творчество казахского писателя, редколлегия журнала сочла нужным анонсировать это явление в современной мировой литературе словами всемирно известного Георгия Пряхина, академика, вице-президента Академии российской словесности, секретаря Союза писателей России: «Баянгали Алимжанов не просто поэт и прозаик, он еще больше – жырау. То есть импровизатор и даже еще больше – манасчи, человек, наизусть знающий от строчки до строчки великий киргизский эпос «Манас» и способный прекрасно исполнять его даже без музыкального сопровождения перед любой аудиторией: от руководителей государств до рядовых крестьян и чабанов, не говоря уже о высоколобых участниках всевозможных международных коллоквиумов...». А много ли мы знаем искусных манасчи даже на родине эпоса – в соседнем Кыргызстане? И какая сила любви к сказительству обогащает творчество Алимжанова, объединяя родственные друг к другу народы – ведь по сути, сказитель Баян стал сегодня одинаково родным и желанным и в седых горах кыргызов, и в бескрайних степях казахов... Наверное, ответы на мои вопросы таятся в природе Баянгали ага, в его творчестве, где он, говоря языком Пряхина, «даже в прозе больше поэт», и творчество его облагорожено «чудесным перекрестным опылением»...
"Разрешите жить!" или вселенский вопрос о вечном...
Как и говорилось выше, в 7-м номере российской «Роман-газеты» этого года я открыла для себя еще одного Баянгали Алимжанова – «русскоговорящего», вернее «русскопишущего»... Если до этого я была знакома с его творчеством по таким книгам, как «Ќиќыматтыњ хикаялары», «¦я», «Жынды Ќаратайдыњ ќасіреті», «Алаш пен Манас», «Ќиянатќа ќарсылыќ» и многие другие, то появление в мире литературы его произведений на русском, а если быть точнее, на безупречном, стилистически выточенном и художественно красочном русском языке, меня приятно удивило и восхитило! Вначале думала, что это – удачный перевод, потом пришло прозрение, что автор – носитель русского языка... Так что таланту Баянгали Алимжанова приходится аплодировать снова и снова, понимая истину мудрости, что «талантливый человек – талантлив во всем!».
Повесть «Разрешите жить!» прочитала на одном дыхании... Если не знать автора, то можно подумать, что она написана «человеком мира», потому что «генералы Янга Ли Мжанба» сегодня живут везде – начиная с Южной Азии и заканчивая всякими Гондурасами, Никарагуа и Зимбабве... Извечные вопросы войны и мира, сопротивление добра злу, осознание истины через горе, страх и отвагу... Герой повести, от чьего имени ведется рассказ, как и должно быть, родился в мире правильных людей и правильных идей, но пройдя сквозь ад испытаний войной, террором и человеческими пороками, приходит к мысли, что добро можно постичь не только через добро и благородство, но и через некоторую дозу зла... и что гениальные мысли приходят иногда тоже в час «испития яда»... Как это опасно, но и вместе с тем, актуально и нынче, когда в мире то там, то здесь вспыхивают раздоры, войны и происходит кровопролития, когда сила физическая диктует силе духовной, когда в угоду амбициям мы жертвуем дорогими нам людьми... И каким бывает горьким час расплаты... Я думаю, что повесть Баянгали Алимжанова «Разрешите жить!» не имеет ни временных, ни пространственных ограничений. Она – один для всех людей извечный вопрос: «Зачем?»... Хотя, подождите! Есть в этом произведении и что-то родное, степенное и степное... Может, в некоторой постановке вопросов морали? Или все же в имени возлюбленной героя – Жанмилы Токанато?...
"Сказ столетнего степняка" - страницы истории
В моем далеком детстве, когда нашего соседа – мужчину сильного и сурово молчаливого часто забирали куда-то люди в машинах, мама моя (ныне покойная) вздыхала и шептала: «Когда же оставят человека в покое?». Потом приходила жена соседа – ее близкая подруга и они, без слов понимая друг друга, молчали... И от этого беззвучного единения вокруг устанавливалась звенящая тишина...
Это потом, став намного взрослее, я узнала, что сосед наш дядя Досжан был во время войны в плену у немцев, и что попал он в руки врага без чувств и памяти, и потом эта глубокая контузия, полученная во время ожесточенного боя и пленения, стоила ему жизни, уже в мирное время... И сколько таких изломанных войной судеб было по всему большому Советскому Союзу?! Кто-то выжил, кто-то сломался. Кто-то спился, а кто-то помнил и пронес эти «моменты истины» через всю долгую жизнь... как это сделал герой романа Баянгали Алимжанова «Сказ столетнего степняка» аксакал Асанбай Бектемиров.
Когда читала роман, почему-то главный герой представлялся мне в облике соседа Досжана... И глаза казались светло-голубыми, прямо как у него...
– Ата! Как Вы остались живы вообще?! И дожили до ста лет в добром здравии и ясном сознании?! – удивленно восклицали милые потомки.
– Я сам удивляюсь этому! Наверное, Всевышний хотел, чтобы вы появились на свет. И закалил, провел живым-здоровым через огонь и воду безбожников!
И прошел человек свой земной путь, усеянный и добром, и злом. Зло – это карательные отряды белогвардейцев и поруганная честь сестренки – степной красавицы Халилы; голод в 30-х и «красные репрессии» в Степи; война в сороковых, плен и долгие десятилетия лагерных заточений; побег и возвращение на родную землю и вечное чувство вины за несодеянное преступление... Добро – это безоблачное и счастливое детство и безграничная любовь родителей; первое трепетное чувство к девушке по имени Халима; патриотизм и солдатское братство в лихие годы войны; человеческое лицо смотрящего Тараско в нечеловеческих условиях лагеря; сохранение своего «лица» в невозможных для этого условиях; побег и встреча со спасительницей – русской женщиной Татьяной; возвращение на Родину и более-менее мирная жизнь по документам двоюродного брата Тахтауихана...
О, Аллах, как мало отводится жизни человеку, но какой она кажется бесконечной в моменты поиска своего «Я», своей сути и своего предназначения?! Путь Асанбая – это путь хоть и уроженца седовласой Степи, но Человека Вселенной, ибо чувствует читатель в произведениях Баянгали Алимжанова ту незримую параллель в судьбах миллионов людей, разбросанных на дорогах планеты Земля...
Послесловие
«Когда становится страшно от неизвестности и хаоса, только вера успокаивает и спасает душу. Человек устремляется к Всевышнему, несмотря ни на что! Человек устремляется к свету, невзирая на конец света! Он может пройти сквозь кровь и слезы, страдать, падать, быть растоптанным, валяться в грязи, но все равно в его душе сохраняется вера и она ведет его к чистому и светлому! В итоге – или человек останется человеком, невзирая ни на что, и это его победа, или падает низко, не выдержав испытания судьбы. Это его трагедия». Так резюмирует свою судьбу аксакал Асанбай, так резюмирует (по-моему) свое предназначение автор – пронзительный прозаик и романтический поэт, талантливый композитор и непревзойденный сказитель современности, журналист и режиссер Баянгали Алимжанов – потомок великого Биржан-сала, Человек с большой буквы. Я надеюсь, что придет время, и я не раз еще расскажу читателям нашей газеты о многогранном таланте нашего современника. А пока, на примере лишь двух его произведений, я постаралась найти Истину человеческого бытия.
Забира Сайдильдина, Почетный журналист РК