Вторник, 26 Ноября 2024

Кто ты в «Игре в кальмара»: что можно узнать о себе, посмотрев корейский хит

Кто ты в «Игре в кальмара»: что можно узнать о себе, посмотрев корейский хит

Как приготовить конфету дальгона

Вы вообще в курсе, как приготовить традиционную корейскую конфету дальгона? Запоминайте. Нужно положить в кастрюльку полторы столовых ложки сахара, растопить его на медленном огне в карамель, добавить щепотку пищевой соды, перемешать, вылить смесь на лист пергамента, расплющить и дать слегка остыть. На наши «петушки» похоже, правда? Затем на еще теплой и мягкой конфете следует прорисовать формочкой для печенья звезду, круг, квадрат или зонтик (не прорезая насквозь). Подавать в комплекте с иглой.

Не понимаете, зачем вам делать дальгону, да еще подавать с иглой? Значит, вы пока не входите в число тех, кто уже посмотрел корейский сериал «Игра в кальмара». Онлайн-кинотеатр Netflix выложил все 9 серий 17 сентября. Меньше чем за месяц его только легально посмотрели 132 млн человек по всему миру (а ведь многие смотрят пиратские копии!) и эта цифра постоянно растет. Представители Netflix заявили, что это самый популярный сериал за всю историю их сервиса. Несколько недель «Игра в кальмара» возглавляет российский рейтинг Netflix.

Сериалы сейчас снимают буквально тысячами, нет-нет да попадаются очень удачные. Но очень давно не было такого, чтобы сериал стал, да еще так стремительно, элементом массовой культуры по всему миру. Люди как с ума посходили. Одни делают эти конфеты (у видеорецептов миллионы просмотров), другие записывают ролики для «Тик-Тока» под леденящую музыку из «Игры в кальмара». Китайский «Алиэкспресс» вовсю продает будильники в виде куклы-убийцы из сериала — слава богу, она стреляет в спящего всего лишь пластмассовыми пульками. А якутский дизайнер Феоктист Алексеев переснял сцену из «Игры…», где в роли корейской куклы — русская матрешка: в антураже типовых многоэтажек выглядит впечатляюще.

В чем феномен «Игры в кальмара»? О чем вообще этот сериал и стоит ли его смотреть лично вам? «Комсомольская правда» объясняет по пунктам.

Причем здесь кальмар и как в него играют

Этот сериал — проект 50-летнего корейского сценариста и режиссера Хван Дон Хека, идею которого он вынашивал больше десяти лет. Проще всего сказать, что это триллер в формате игры на выживание. Сюжет бродячий, подобные фильмы уже были: можно вспомнить, например, японскую ленту по манге «Королевская битва» (на которую Хван Дон Хек честно ссылается в интервью) или даже российскую «Игру на выживание».

Итак, 456 корейцев, у каждого из которых безвыходное финансовое положение (долги, кредиты), получают приглашение принять участие в некой таинственной игре. Победитель игры получит 45,6 млрд южнокорейских вон (по-нашему 2,8 млрд рублей) — все после недолгих раздумий соглашаются, не подозревая, что выбыть из этой игры можно только в случае смерти (за каждый новый труп в кубышку падает 100 млн вон).

Игра представляет собой конкурсы по мотивам старинных детских корейских забав. Первая игра «Тише едешь — дальше будешь»: двигаться по полю можно, пока гигантская кукла, отвернувшись, поет песенку. Как только она замолкает, нужно остановиться. Кто не успел, получает пулю. В другом конкурсе две команды перетягивают канаты — проигравшие падают с большой высоты и разбиваются насмерть. В конкурсе с упомянутыми конфетами надо прорезать иглой по контуру фигуру, не разломав ее. Круг прорезать легко, а если достался зонтик?

Ну, и так далее. Игра в кальмара — это финальная битва двух выживших друзей. В нее они играли в детстве: на земле рисовали схематичного кальмара — квадрат, треугольник, круг; прыгали то на одной ноге, то на двух. Защита против нападения — кто допрыгал до головы кальмара, тот выиграл. Только в детстве проигравшего не убивали…

В какой-то момент голос ведущего предлагает участникам покинуть игру, если за это проголосует большинство. Люди разъезжаются по домам, но потом все до одного откликаются на предложение вернуться — деньги очень нужны. Зачем нужна эта игра? Ее создали, чтобы позабавить пресыщенных анонимных богатеев, для которых простые люди — всего лишь скот.

Как видите, по описанию сюжета возникает ощущение, что «Игра в кальмара» представляет собой что-то совершенно невразумительное и глубоко вторичное. А я, например, и вовсе от этого жанра нос ворочу — терпеть не могу сериалы-аттракционы, где, кроме ведер крови, нет ничего осмысленного.

Но почему же я, как миллионы других людей, проглотил все серии и остался под глубоким впечатлением, хотя заметил и предсказуемые повороты сюжета, и банальные драматургические решения (в напряженной сцене в финале идет дождь, например — фу, так даже в мелодрамах самого низкого пошиба давно не снимают)?

А потому, что Хван Дон Хек знал, что делал.

Место действия: Южная Корея, далее везде

Помимо кровавой фабулы (там все время кого-нибудь убивают!) и энергичного действия, что само по себе способно увлечь массового зрителя, есть у «Игры в кальмара» важное отличие от соседей по жанру: сериал максимально реалистичен. Все происходит не в вымышленной вселенной, а рядом с нами.

«Это история о неудачниках», — объяснял Хван Дон Хек. Да, в жизни за нами не охотятся безумные куклы, но когда все по уши в кредитах — это же проза жизни. Каждый хоть раз чувствовал себя неудачником. И мы боимся, что из-за мелкой случайности разрушится хрупкое равновесие.

Игрок №456 Сон Ки Хун сам виноват — он шоферюга-игроман, многим задолжал, оттого за ним охотятся бандиты. Но ведь его друг Чхо Сан Воо блестяще окончил университет, руководил холдингом, был успешен — а он тоже теперь в игре.

Пафос обличения капиталистического строя, социальной несправедливости в сериале лежит на самой поверхности и очень созвучен настроениям зрителей. И вот уже сериальная игра, которая вроде бы введена в сюжет, чтобы просто пощекотать нам нервы, начинает восприниматься как метафора современной цивилизации вообще. Тема маленького человека, которого душат сильные мира всего, звучит все громче.

Серии к третьей уже не замечаешь специфический корейский колорит, странные для русского уха имена, привыкаешь к необычной актерской манере и интонациям. Да это все про нас, ребята! Об этом еще Максим Горький писал в «На дне».

Человек темен и страшен

За очевидной левой повесткой лежит, пожалуй, самое ценное, что в «Игре кальмара» есть.

Сначала Хван Дон Хек напоминает нам, что взаимовыручка — это основа выживания человека как вида, и зритель рукоплещет. Участник из Пакистана Али Абдул спасает Сон Ки Хуна в самом первом испытании — просто так, потому что он человек.

А потом сценарист и режиссер показывает то, о чем мы предпочитаем не думать. Участники страшной игры все время оказываются в ситуации выбора — когда, чтобы выжить, нужно предать другого. И каждый следующий выбор страшнее предыдущего. Люди плачут, но предают. Друзья — друзей, мужья — жен, молодые — стариков. А иногда даже не плачут: галерея портретов людей с разнообразными пороками тут очень широка.

И самое ужасное, что ты узнаешь в персонажах если не себя, то отдельные свои черты.

«Человек темен и страшен», — писал Захар Прилепин. «И молитвы вам не помогут», — безжалостно продолжает Хван Дон Хек, вытаскивая на белый свет все самое мерзкое, что есть в самом хорошем из нас. Это не капитализм плохой, это мы такие. Злобно-похотливые создатели игры давали возможность игрокам уйти, сохранив жизни и человеческий облик. Но ведь все вернулись.

Не то что бы это было ново, но об этом давно никто не говорил так честно, доходчиво и прямо. Вдобавок умудрившись упаковать болезненную мораль в эффектную экшн-оболочку так, что это посмотрели миллионы (лично я в финале кричал в телевизор: «убей его, убей!», а ведь я обычно человеколюбив). За это Хван Дон Хеку можно простить некоторые трюизмы и слишком очевидные ходы (кто там самый плохой, я догадался задолго до финала).

К счастью, автор все же верит в человека и в конце концов светлое начало в его сериале побеждает. Вокруг главного героя руины и в душе его пусто. К герою есть вопросы. Но он победил — и речь даже не о состязании, и кажется, готов наворотить дел во втором сезоне, объявив войну создателям игры (то есть системе).

Но это уже неинтересно — все ведь уже сказано. Так что автора, объявившего, что сам он писать продолжение не будет, а наймет сценаристов, можно понять.

СКАЗАНО

«Я хотел, чтобы зрители, которые смотрят сериал, начали задавать себе вопросы. Кто я среди этих персонажей и в каком мире живу?»

(Режиссер и сценарист Хван Дон Хек — в интервью Hollywood Reporter).

КСТАТИ

Когда Хван Дон Хек сочинял эту историю, он был на мели — почти как главный герой Сон Ки Хун. В какой-то момент в кармане было так пусто, что он был вынужден продать свой ноутбук, на котором писал сценарий. Забавный факт: ключевым персонажам он недолго думая дал имена своих друзей.

Сергей Ефимов, «Комсомольская правда»

 

Другие новости

В добрый путь, «Асыл ана»!

В добрый путь, «Асыл ана»!

В Карасайском районе создано новое общественное об...

  26.11.2024   85
Наша сила - в добрых делах

Наша сила - в добрых делах

В последние годы волонтерское движение все больше...

  26.11.2024   86
Аксакалы - в авангарде  всех дел

Аксакалы - в авангарде всех дел

В селе Узынагаш состоялось итоговое совещание Сове...

  25.11.2024   171
В Узынагаше прошел  форум матерей

В Узынагаше прошел форум матерей

В Жамбылском районном Доме культуры села Узынагаш...

  22.11.2024   357
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.