Мы выполнили свой долг
30 лет выводу советских войск из Афганистана
Двадцатый век вошел в историю человечества как один из самых
кровопролитных. Не успели зажить раны отцов, полученные в Великую Отечественную войну, как их сыновьям вновь пришлось воевать, выполняя интернациональный долг перед Родиной на афганской земле.
В мае 1979 года афганское правительство официально обратилось к Советскому Союзу с просьбой о защите от вооруженных выступлений исламской оппозиции. И в ответ на этот призыв уже 24 декабря этого же года первые советские части вошли на землю Афганистана...
В числе первых был призван на службу текелиец Виктор Волотов. Вот как он вспоминает тот памятный год:
– Шел декабрь 1979 года. Я тогда жил в Алматы. За плечами уже был опыт военного дела, так как в 1969-1971 годах проходил срочную службу в Германии. О назревании военного конфликта в Афганистане, конечно, слышал, поэтому для меня не было большой неожиданностью, когда в ночь на 26 декабря получил приказ явиться на сборы.
Нас собрали в городском кинотеатре «Колос», там же зачитали указ о призыве на службу в Афганистан, выдали обмундирование.
А дальше – железнодорожный вокзал, эшелон вместе с боевой техникой на платформах … и в путь. Остановились в узбекском приграничном городе Термез. От Афганистана нас отделяла лишь протекающая вдоль границы река Амударья, на берегу которой мы разбили палаточный лагерь и стали ждать, когда построят понтон для переправы на ту сторону.
Перед отправкой нам выдали снаряжение, и мы уже в полном вооружении оказались на афганской земле.
– Расскажите, пожалуйста, как проходила ваша служба, в чем заключались ваши боевые задачи.
– На территории Афганистана мы разбили военный лагерь, поставили палатки, вырыли окопы. Ночью в горах было очень холодно, поэтому спали прямо в машинах. Чтобы согреться, топили буржуйки.
Мне было поручено командование пулеметным взводом в количестве 21 человека. Командиром роты в 186-м мотострелковом полку 108-й мотострелковой дивизии, к которой мы относились, был старший лейтенант (впоследствии генерал-лейтенант) Бахытжан Ертаев.
Мы охраняли международный аэропорт и шахты от нападения моджахедов. Зачастую к нам за помощью обращалось местное население. Обычно приходил их староста и говорил, что там-то и там-то были набеги на мирных жителей. Мы отправлялись по ориентировке и разрешали конфликт. Однажды мы разоружили восставший афганский полк, перешедший на сторону оппозиции и предотвратили боевые действия. Афганцы в основном не предпринимали открытые военные выступления, предпочитая им партизанскую тактику.
– А как к вам относилось местное население, что вы запомнили о нем?
– Простые афганцы относились к нам дружелюбно, так как видели
в нас защиту. Среди них были представители многих национальностей: узбеки, таджики, туркмены, татары и т.д. Были потомки тех, кто в свое время оказался здесь после установления в России Советской власти. Поэтому, неудивительно, что в кишлаках можно было услышать и русскую речь.
Люди жили очень бедно. У нас была современная боевая техника, у них же – конница с автоматами. Самое современное боевое орудие они перевозили на телегах, запряженных ишаками. Представляете картину: идет пахарь по полю, одетый кое-как, соха деревянная, зато на груди висит новенький японский магнитофон. В этом вся суть их жизни.
– Спасибо за интересный рассказ. Спустя столько лет, скажите, считаете ли вы войну в Афганистане напрасной, жалеете ли о том, что приняли в ней участие?
– Сложно ответить на этот вопрос. Мы были молодыми, патриотами своей страны. Если партия поставила перед нами определенную задачу, не задумываясь, ее выполняли, считая это долгом перед Родиной и своим народом. Мы сделали все, что могли. Остальное рассудит время…
Татьяна КОЗЛОВСКИХ,
г.Текели.