Чудо-войлок в руках профессионала
Древнее ремесло
В гостях у рукодельницы Кулян Жангутты из села Райымбек одноименного сельского округа Карасайского района нам удалось увидеть самые настоящие шедевры народно-прикладного творчества, узнать о ее нелегком пути – от простой сельской учительницы, преподававшей в школе уроки технологии, до мас-тера войлоковаляния международного класса.
Со слов мастерицы, работая школьным учителем в своем селе Райымбек, в средней школе имени Азербаева, она и не думала, что в дальнейшем посвятит свою жизнь войлочному ремеслу. Просто обучала ребят вышивке, изготовлению гобеленов, панно, игрушек. Но, как это бывает в жизни, все определил его величество Случай. А про-изошел он все в той же школе. Именно там Кулян Кусаинкызы встретила председателя Союза ремесленников Казахстана Айжан Беккулову, вдохновившую ее и на учебу, и на кропотливый труд. В дальнейшем его плодами стали уникальные шедевры народно-прикладного творчества.
Выйдя на заслуженный отдых, все свое свободное время она стала посвящать изучению тонкостей и секретов войлоковаляния. Шаг за шагом стала творить. Так и начался новый этап ее жизни.
Поначалу это были различные изделия для быта. Среди них и красивые текеметы. Это войлочные ковры с ввалянными цветными узорами, издревле считающиеся одним из главных предметов убранства казахской юрты. Процесс их изготовления весьма трудоемкий, занимающий до пяти, а то и более дней. Причем, поскольку одной с этим делом не справиться, на помощь приходят другие мастера или ученики.
Что же касается сырья, то раньше это была просто шерсть, которую вручную мыли, красили. Сейчас и технологии, и сами материалы изменились. Мастера используют не только овечью шерсть, но также вискозу, растительные волокна. Кулян апай покупает и заводское сырье – чистое, покрашенное в разные цвета. Чаще всего применяет она такой традиционный метод работы с войлоком, как мокрое валяние.
– В нашем деле очень важны мотивы, то, с каким настроем человек начинает творить очередной шедевр, – делится своими наблюдениями Кулян Кусаинкызы. – К изготовлению любого изделия важно подходить с любовью, с теплотой, нежностью, потому что войлок все это чувствует. Тогда оно получится изящным, притягивающим, согревающим своим теплом.
По мере своего профессионального роста мастер также стала изготавливать войлочную женскую одежду, различные аксессуары и украшения. Постепенно созрела идея делиться своими опытом и знаниями с другими людьми, в том числе со школьниками, с безработными сельскими женщинами. Именно с этой целью в 2001 году и было создано общественное объединение «Балатай».
Этот шаг позволил проводить мас-тер-классы для всех желающих научиться древней технике рукоделия, в том числе для студентов колледжей, для учащихся общеобразовательных школ. В будущем же мастер Кулян планирует открыть специальный учебный центр по подготовке мастеров войлоковаляния.
Имеется немало примеров, когда ее мастерство помогало и безработным женщинам. Было время, когда она обучала войлоковалянию домохозяек из села Коккайнар, что в Жамбылском районе. Сняв в аренду дом, установив во дворе юрту, стала проводить в ней тренинги для местных домохозяек. Всего за пару лет ей удалось подготовить прекрасных мастериц, научившихся изготавливать алаша, текемет, шить из лоскутков құрақ көрпе и многие другие шедевры.
Заветная мечта Кулян Кусаинкызы – построить в этом же населенном пункте самую настоящую этнодеревню. Благо, что здесь очень красивые места: с одной стороны – горы, а с другой – холмы и пастбища.
– В планах – установить здесь юрты, построить мастерскую, возить горожан на природу, устраивать мастер-классы, – поделилась мастерица-рукодельница. – Можно организовать и катания на лошадях, то есть сделать все возможное, чтобы уставшие от городской суеты люди могли погрузиться в такой притягательный и завораживающий казахский быт.
Кулян апай изготавливает самые что ни на есть модные, эксклюзивные вещи, но при этом не забывает о нацио-нальном колорите. Скажем, при пошиве одежды, көрпе, изготовлении ковров или приданого для невест она обязательно использует орнаменты.
Примечательно то, что эксклюзивная продукция мастерицы и ее учеников не раз представлялась на международных этноподиумах, конкурсах и выставках прикладного творчества в Китае, Турции, России, в странах Европы. Это всевозможные платья, камзолы, накидки, шарфы, обувь, сувениры, которые объездили и покорили практически весь мир.
Вот так простой учитель труда стала признанным мастером, талантливым этнодизайнером. Имеется у нее и немало регалий. Она является членом Евразийской ассоциации народных ремесел и Союза мастеров РК, а еще многократным победителем международных конкурсов искусств и показов моды.
По-особому ярким и запоминающимся событием стало для нее участие в международной выставке «ЭКСПО-2017», по итогам которой ее вклад был отмечен благодарственным письмом Министра культуры и спорта Рес-публики Казахстан.
Резюмируя сказанное во время нашей встречи, Кулян апай отметила, что главное – приобщать к творчеству молодежь, у которой большой потенциал, передавать секреты мастерства от одного поколения к другому, как наше богатое культурное наследие.
Танзиля МУХТАРОВА,
Карасайский район.