Айтыс длиною в жизнь

Двадцатый век - одно из самых трагических и противоречивых столетий в истории казахского народа. Восстание 1916 года, гражданская война, страшный голодомор начала 1930-х годов, репрессии, Вторая мировая война, ядерный полигон и, наконец, 1991 год - год, когда наша Родина обрела независимость. В эту эпоху жил и творил один из самых известных казахов XX века - великий акын Жамбыл Жабаев.
Его книги выходили на 160(!) языках многомиллионными тиражами. Мудрый столетний жырау стал в глазах многих иностранцев символом казахского народа. Но и у гениев немало банальных завистников, которые сомневаются в авторстве тех или иных произведений. Вспомним гомеровский или шекспировский вопросы, или споры о том, Шолохов ли написал «Тихий Дон». К сожалению, такие разговоры то появляются, то исчезают вокруг поэтического наследия Жамбыла. Некоторые начинают судить о великом поэте с высоты нашего времени, а не в контексте того времени, когда жил и творил акын. Считаю, это нечестно, да и непорядочно. Они забывают, что Жамбыл стал любимым поэтом народа не в 1930-х годах, а во второй половине XIX века. Поэтому убежден, что Жамбыл – национальная святыня, а стихотворение «Ленинградцы, дети мои» – произведение на века. Давайте с вами всмотримся в биографию поэта.
Первые шаги
Жамбыл родился в конце февраля 1846 года в семье казаха-кочевника Жапы (Жабай), сына Истыбая на территории нынешней Жамбылской области. В «Автобиографии» поэт так рассказывал об этом:
В ночь у подножья Жамбыла-горы,
Сжавшись комочком у снежной норы,
Мать моя в стонах и муках родила меня.
Молча собрался голодный ауыл,
Дали казахи мне имя - Жамбыл.
Мальчик рос веселым и озорным, любил бывать в многолюдных компаниях. Но больше всего он обожал беседы с мудрыми аксакалами, которые знали и рассказывали народные сказки, шежире-родословные, предания и легенды о происхождении казахских родов. С открытым ртом он слушал рассказы о ханах, биях, батырах и шешенах (степных ораторах- острословах). Но больше всего восхищался искусством акынов – народных певцов, поэтов-импровизаторов. Еще с раннего детства Жамбыл не расставался с домброй, на которой он великолепно играл. Мальчик стал сам сочинять стихи, принимать участие в айтысах со сверстниками. Уже тогда сородичи поняли, что из Жамбыла может выйти необыкновенный акын. К сожалению, юный Жамбыл не нашел поддержки у отца, но, познакомившись с молодым поэтом, его неожиданно благословил великий акын Суюнбай Аронулы (1815-1898), слава которого гремела по всей казахской степи.
Любимый ученик Суюнбая
Чем Жамбыл поразил Суюнбая? Молодой поэт в любой ситуации без предварительной подготовки умел создавать талантливые произведения, где красота стиха сочеталась со строгой логикой. А чему научил Суюнбай своего ученика? Искусству красноречия, умению найти ответ на любой выпад соперника, который окрашивался не только логикой, но и искрометным юмором. А главное, Суюнбай знал наизусть сотни произведений своих замечательных предшественников: айтысы великих акынов, импровизации-терме, лирические и героические дастаны, предания, әнгіме (рассказы), легенды, пословицы, поговорки, загадки. Все это внимательно слушал и изучал юный Жамбыл, используя в дальнейшем в своих произведениях. Талантливый и трудолюбивый юноша стал любимым учеником Суюнбая. Жамбыл говорил:
Мой наставник Суюнбай
Пел и звал: «Не унывай!».
Дар его сердечных слов
Я несу из края в край.
Успех молодого акына Жамбыла
Настоящая слава к 29-летнему Жамбылу пришла в 1875 году на асе, посвященном памяти Сарыбай батыра. На поминки приехали гости со всех трех казахских жузов, среди них был старейший акын Майкот, близкий родственник и друг Суюнбая. Жамбыл по старому обычаю приветствовал Майкота восторженной песней-импровизацией. Гость не остался в долгу и ответил:
Хвала тебе, Жамбыл!
Складно песня твоя лилась.
Твои способности я увидел,
Удовольствие и радость познал.
Во время аса Жамбыл воспел героизм Сарыбая в борьбе с иноземными захватчиками. В его импровизированном дастане сочетались талантливое изложение и прекрасное знание истории родного народа. Вот тогда все признали, что искусство Жамбыла ничем не уступает творчеству Суюнбая.
Жамбыл позже вспоминал:
Плыл, как гусь, прилежно я,
Песней правил нежно я,
Где Майкот и Кулмамбет -
Рядом неизбежно я.
Высшей школой поэтического искусства считалось участие в айтысах. Ни одно из торжеств не проходило без них. Тематика была различной и посвящалась конкретным праздникам, людям и событиям. Жамбыл в молодости принимал активное участие в айтысах со своими ровесниками на тоях. Везде с легкостью выходил победителем. Годы шли: акын набирался опыта, а слава о нем разнеслась по всему краю. А началось все с айтыса с непобедимым до этого акыном Кулмамбетом Кулан-Аяком
(1881 г.). После этого Кулмамбет признал первенство и особый дар Жамбыла. Позднее они сдружились и не расставались в своих поездках по аулам. Кулмамбет знал наизусть многие народные эпосы. Жамбыл с его слов запомнил многое. Позднее поэт вспоминал: «Кулмамбет исполнял дастан «Коруглы-султан» два дня и одну ночь (!). Я запомнил только ту часть, которую он исполнял в течение одного дня и ночи. Знакомство с крупным эпосом значительно расширило диапазон моей творческой деятельности». Слава Жамбыла крепла: перед кончиной великий Суюнбай по обычаю передал ученику свою домбру, официально признав его своим преемником.
Новые горизонты
В этот период своей творческой деятельности Жамбыл принимал участие в айтысах со своими выдающимися современниками. Победы над тремя знаменитыми соперниками-поэтами стоят особо в творческой биографии жырау. В 1898 году он заставил необыкновенно талантливого акына Сарыбаса признать свое поражение. А в 1902 году одолел хорошо образованного, с большим жизненным опытом акына Досмагамбета. В 1909 году наш герой одержал победу над популярным акыном Шашубаем. В те годы поэты-импровизаторы не жили в одном месте, а разъезжали по соседним и отдаленным аулам, демонстрируя свое мастерство, вступая в состязания с местными акынами. Хочется подчеркнуть, что их везде с радостью и гостеприимно встречали. Жамбыл также неоднократно бывал в кыргызских аилах и узбекских кишлаках, где исполнял свои песни. С акынами из братского Кыргызстана он вступал в поэтическое состязание. Жамбыл знал наизусть многие отрывки из кыргызского эпоса «Манас» и узбекского «Шах-наме». Слушателей братских народов акын знакомил с казахскими вариантами эпосов «Коруглы», «Жусуп и Злиха», оригинальным дастаном «Сураншы». Очень теплые не только поэтические, но и человеческие отношения связывали Жамбыла со знаменитыми акынами Шоже и Шашубаем. Они долгое время провели вместе, объезжая аулы. Шашубай познакомил его с творчеством сарыаркинских акынов, преданиями об Асане Кайгы.
Шли годы. Далеко разлетелась слава Жамбыла по всей казахской степи: его емкие стихотворения-импровизации стали особенно популярными среди простых людей. К величайшему сожалению, лишь небольшая часть из них дошла до наших дней. Поэт создавал краткие обличительные произведения, направленные против несправедливости. Он никогда не заискивал перед богачами и представителями власти, а выступал защитником интересов народа. Здесь хочу вспомнить стихотворения «Ответ волостному Кудайбергену», «Жалоба», «Отцу», «Табунщик», «Красив ты с виду», «Преследование», «Положение бедняка», «О Монке», «Кали», «Кокиму», «Мамбету». Это были смелые произведения, имеющие демократическую направленность.
Жамбыл-демократ
Чем Жамбыл Жабаев отличался от многих акынов-современников? В любом айтысе он воспевал не богатство баев, власть волостных
и царских чиновников, а рассказывал о вечных ценностях, подвигах батыров, простых людей, которые сражались за свободу родного народа. Например, в айтысе с Кулмамбетом он воспел подвиги своих сородичей-батыров Сураншы и Саурыка, которые погибли в борьбе с захватчиками. Жамбыл постепенно расширял небольшие ответы, и позже они превратились в историко-патриотические дастаны. А разве можно забыть вот эти строки:
Да, Суранши с Саурыком - ныне прах,
Но не срамит их это в наших глазах.
Кровь за народ пролить - есть ли выше честь?
Чтит их память недаром простой казах.
В 1912 году в Чуйской долине прошел поминальный ас, посвященный годовщине кончины знаменитого кыргызского Шабден-манапа. Десятки акынов двух братских народов съехались на него. Состоялся айтыс. В этом памятном событии главным акыном казахов и кыргызов признали непобедимого Жамбыла.
А в следующем 1913 году в Российской империи отмечали 300-летие царского Дома Романовых. Жамбыла насильно привезли в Верный (ныне - Алматы). Акын в гневном стихотворении «Выставка» высмеял тех акынов, которые добровольно, как стадо баранов, пришли, чтобы сочинить оду царскому режиму. Жырау говорил:
В поклонах не согнусь, как вы,
Не нужно вашей мне жратвы.
Моя надежда - песнь моя,
С ней не склоню я головы.
Великий Жамбыл всегда был с простым народом. Наступил 1916 год, шла Первая мировая война. Вышел унизительный царский указ о мобилизации представителей коренных народов Средней Азии и Казахстана на тыловые работы. В Жетiсу поднялось восстание под руководством Бекболата Ашекеева против несправедливого указа. На первом сборе восставших в ущелье Ушконыр Жамбыл, который был хорошо знаком с батыром Бекболатом, поддержал их и заклеймил царские власти. Акын был арестован и брошен в тюрьму. Об этом периоде жизни Жамбыл рассказывает в стихотворении «Моя жизнь».
К сожалению, до наших дней дошли лишь два его стихотворения. В них поэт выступает вместе с родным народом против несправедливости:
Слышу: сегодня рыдает народ,
А в вас сожаленья нет!
Что ж остается? Куда идти?
Сдаться ли злой судьбе?
Или на скорбном своем пути
Счастье искать в борьбе?
Вскоре наступит 1917 год, начнется второй этап в творческой жизни мудрого старца Жамбыла, но это уже будет другая история. К сожалению, многие знакомы лишь с произведениями акына, написанными после революции. Сегодня я хотел напомнить, что всенародная слава и любовь к Жамбылу Жабаеву пришли еще в конце XIX века, а в 30-40-е годы XX столетия они стали всемирными.
Неслучайно миллионы наших соотечественников имена Абая и Жамбыла ставят рядом: в этом - огромная признательность и благодарность великим поэтам за их творчество, ставшее гордостью казахского народа.
Исмаилжан ИМИНОВ, Жамбылский район