Беззаветное служение народу
В истории каждого народа есть люди, имена которых не может стереть даже время. Они не уходят навечно в прошлое, а продолжают жить в памяти людей. Они всегда с нами - в наших сердцах и мыслях. К ним относится и Динмухамед Ахмедович Конаев, чье имя стало символом служения своему народу.
12 января исполняется 114 лет со дня рождения выдающегося государственного и общественного деятеля Казахстана, с именем которого связана целая эпоха в жизни нашей страны. Стойкость и непоколебимость, внутренняя сила и дальновидность, верность долгу и Родине – вот ориентиры, которые определяли всю жизнь Динмухамеда Конаева. Его имя присвоено областному центру Алматинской области, как признание достижений. И сегодня Қонаев – это не только город труда и созидания, но и сердце динамично развивающегося региона.
Вспоминая Динмухамеда Конаева, мы постарались сделать для вас добрый и по-домашнему теплый материал. Согласитесь, все самое ценное кроется в деталях, простом человеческом отношении и самых земных чувствах. В памяти людской... Нам удалось встретиться и поговорить с тем, кто долгие годы работал с Динмухамедом Ахмедовичем, был вхож в его дом. И сегодня о годах, проведенных рядом с великим человеком, рассказывает сотрудник службы Комитета госбезопасности, бывший личный водитель – Сергей Михайлович Корнеев.
Первая встреча
- В 1976 году меня вызвали в отдел кадров. Как я потом узнал: на должность водителя главы республики были отобраны пять человек. Я очень хорошо помню нашу первую встречу, - рассказывает Сергей Корнеев. - Он гулял во дворе, когда мы приехали к нему домой. С каждым из нас Димаш Ахмедович поздоровался за руку, спросил, как зовут. Когда очередь дошла до меня, я, конечно, испытал волнение, представился. «Сергей, говоришь? - с улыбкой спросил он, - а больше Сереке подходит». «И, действительно, - отозвалась рядом стоящая Зухра Шариповна, его супруга. – Вы больше на Сереке похожи». После знакомства мы уехали, а уже через несколько дней меня вызвали и сказали, что моя кандидатура одобрена.
Как оказалось, до первого рабочего дня мне было еще далеко. Меня отправили в Москву на стажировку по спецподготовке для работы с первыми лицами. В течение месяца я проходил здесь обучение по вождению, общению и т.п.
Вспоминая свою первую поездку с Димашем Ахмедовичем, до сих пор чувствую то самое ощущение: меня словно холодный пот прошиб. Всю дорогу я думал: лишь бы не ошибиться! Сознание того, что я везу первого руководителя республики, это то еще волнение! Димаш Ахмедович всю дорогу молчал, но, когда вышел из машины, тактично сказал: «Сереке, ты не нервничай так. Главное, расслабься. Я же тебе в дороге замечания делать не буду. Я знаю, что это такое, когда во время движения водителя отвлекаешь». Он действительно был невероятно чутким и внимательным человеком. Впоследствии я в этом убеждался не раз. И тогда, после его слов, меня отпустило: я успокоился, и напряжение мое словно рукой сняло.
Служебный транспорт
В 2024 году знаменитый раритетный «ЗИЛ-114» Динмухамеда Конаева отреставрировали. Его служебным автомобилем он стал в 1976 году. Тогда Димаш Ахмедович вошел в состав Политбюро СССР и по статусу ему был положен представительский автомобиль.
- Да, это та самая легендарная машина, на которой я его возил. Ему этот «ЗИЛ» Леонид Ильич Брежнев подарил. До этого он сам на нем ездил. В 90-е годы «ЗИЛ» стоял в гараже, а затем попал в частную коллекцию. Год назад его вернули в Международный фонд Конаева. Я слышал, что в будущем руководство Фонда планирует передать «ЗИЛ-114» в дар историческому комплексу «Конаев-Центр». Как известно, этот объект планируют построить в городе Қонаев, - продолжает свой рассказ Сергей Михайлович.
Для своего времени «ЗИЛ-114» был высшим достижением автомобильной промышленности Советского Союза. Производился он с 1967 по 1978 годы, и всего выпустили чуть больше 100 экземпляров. Вес машины – более 3 тонн, длина – 6 метров. Лимузин оснащался восьмицилиндровым двигателем объемом 7 литров и мощностью в 300 лошадиных сил. Это позволяло ему разгоняться до 100 километров в час менее чем за 13 секунд. Для 70-80 годов прошлого века «ЗИЛ-114» обладал рядом инновационных решений. Это трехступенчатая коробка-автомат, гидроусилитель руля, электро-стеклоподъемники, кондиционер.
Казалось бы, привычные на сегодняшний день опции, но тогда это была роскошь. Салон отделан кожей и ценными породами дерева. Эта модель была предназначена исключительно для высших государственных чинов. Лимузин был служебной машиной Димаша Ахмедовича два года. В 1978 году ему предоставили более современный автомобиль – «ЗИЛ-115».
Было еще два автомобиля марки «Волга» (ГАЗ-2410) с госномерами 0002 и 0003 АТГ.
- Вообще, руководителю республики разрешалось пользоваться правительственными лимузинами во всех ситуациях, включая семейные дела, - подчеркивает Сергей Корнеев. - Но, знаете, у самого Димаша Ахмедовича на этот счет было другое мнение. Когда его поездки предполагали личный характер, машины представительского класса из гаража никогда не выгоняли. Для таких целей в семье Конаева была обычная «Волга». Это был простой серийный автомобиль. В ней даже спецсвязи (как у спецтранспорта КГБ) не было и, конечно, никаких кожаных сидений и других опций. Единственные детали, по которым автомобиль немного отличался от остальных, – это отсутствие переднего номера и установленные на переднем бампере рядом друг с другом противотуманные фонари желтого свечения. К слову, причина отсутствия переднего номера заключалась в том, что Димаш Ахмедович входил в состав политбюро, а для автомобилей таких лиц на законном основании выдавался лишь один регистрационный знак. Это был простой и надежный автомобиль.
Но я вам сразу хочу сказать, что у Димаша Ахмедовича не было страсти к автомобилям - он их воспринимал лишь как средство передвижения. Он вообще любил ходить на работу пешком. Никогда ничего не боялся, был открытым и непривередливым человеком.
Помню, как-то вечером, 1 мая, он говорит мне: «Сереке, выгони «Волгу», мы с Зухрой Шариповной поедем салют смотреть». Выехали без сопровождения. Они на площади вышли, погуляли, с людьми пообщались, и мы вернулись обратно.
А вот еще случай был. Утром в выходной день Димаш Ахмедович садится в машину и говорит: «Едем на цент-
ральный рынок! Люди жалуются, что цены там сильно выросли». И еще строго-настрого наказал нам с комиссаром охраны не связываться ни с кем из сопровождения (обычно, если сигнал поступал, что 01 выезжает, оповещались все службы, сотрудники ГАИ). Так мы и проехали какой-то отрезок пути сами, правда, совсем скоро появилась и госавтоинспекция, и сопровождающие автомобили. Димаш Ахмедович нам говорит: «Я же просил никому не говорить». Но мы и не сообщали никому.
На рынок мы подъехали с центрального входа. Пока по рядам шли, люди даже не сразу поняли, кто это. Потом кто-то выкрикнул: «Это же Конаев!». Тут же все побросали свои места и ринулись к Димашу Ахмедовичу. Он долго разговаривал с людьми, спрашивая, как торговля, как цены, почему подорожали продукты. Одна женщина подбежала и говорит: «Димаш Ахмедович, можно я Вас поглажу?». Он засмеялся и сам ей протянул руку.
Как оказалось, цены на продукты торговцы подняли потому, что директор Зеленого базара оплату за места назначил. Кстати, его уволили буквально на следующий день.
Ситуации на дороге
Димаш Ахмедович был очень разносторонним человеком, интеллигентным, грамотным, высокообразованным и порядочным. В общении он был очень прост. Мог просто сказать: «Сереке, останови машину», а сам выходил, чтобы с людьми поговорить. Всегда был дружелюбным, улыбался. С каждым Димаш Ахмедович находил общий язык.
- Какие бы ситуации в дороге ни случались, он никогда не ругался. Мы никогда не слышали, чтобы он даже голос повышал, - отмечает наш рассказчик. - А ситуаций неординарных на дороге хватало. Однажды выехали из резиденции, едем по улице Навои, как обычно, в сопровождения автомобиля ГАИ. Впереди - перекресток, нам - зеленый свет, а тут трактор наперерез. Мне, конечно, пришлось экстренно затормозить. Как оказалось, трактором тем управлял пьяный водитель. Единственное, что сказал тогда ему Димаш Ахмедович: «Дурак ты». К слову, это было самое ругательное слово в его лексиконе. Но за более чем десятилетнюю службу я от него это слово слышал лишь несколько раз.
Мне запомнился еще один случай. На проспекте Аль-Фараби женщина с ребенком выбежала на дорогу, размахивая то ли пакетом, то ли еще чем-то. Все обошлось, я успел среагировать и объехать ее. При мне Димаш Ахмедович позвонил и распорядился узнать, в чем дело и кто эта женщина. Позже я узнал: она хотела ему передать прошение, чтобы он помог разобраться в личной ситуации. Сына ее незаконно осудили. Димашу Ахмедовичу передали документы, и молодого человека потом оправдали.
Как-то мы поехали на открытие моста через реку Или от села Чунджа до г. Панфилова (ныне Жаркент – от автора). Местные жители знали, что приедет Конаев, и все обочины были заполнены людьми. «Сереке, останови», - коротко сказал Димаш Ахмедович. Он вышел из машины - люди подошли к нему, он разговаривал с каждым. Его обступили школьники, пионеры, он из машины конфеты взял, какие-то гостинцы – все раздал им.
Очень запомнилась мне и поездка в город Капчагай, куда мы приехали на открытие фарфорового завода. Состоялась очень теплая встреча с рабочим коллективом и местными жителями.
Качества, определяющие личность
- Я, думаю, главной чертой его характера была добросердечность, - продолжает рассказ Сергей Михайлович. - Она проявлялась в любом поступке, взгляде и в самых, казалось бы, сложных ситуациях. В людях он всегда старался видеть хорошее. Димаш Ахмедович и в людях ценил те качества, которыми обладал сам. Он их и в работе своей, и в жизни ставил выше других - это простота, честность, принципиальность.
Я и сам очень многому научился у него и у Зухры Шариповны. Он был особенным человеком. Если попадал с ним в атмосферу доверительного общения, робость и стеснение сразу уходили. Димаш Ахмедович обладал невероятной энергетикой и настолько влиял на окружающих, что после разговора с ним казалось, что все проблемы разрешимы, а цели достижимы. Для каждого человека он был воспитателем, наставником в самом лучшем смысле этого слова.
Обладал он и феноменальной памятью: мог знать, какой по счету зуб прорезался сегодня у сына водителя, повара, охранника, о счастливом замужестве их дочерей. Это невероятно, но он знал имена не только всех сотрудников службы безопасности, имена их жен, детей, но и помнил тех людей, с которыми встречался в поездках по стране. Через несколько лет он мог обратиться по имени к полеводу, с которым беседовал когда-то во время уборочной страды. В поездках всегда общался с простыми людьми, искренне расспрашивал про их работу, семьи. Люди поражались его памяти, а его внимание к ним было искренним – это ощущалось во всех его публичных выступлениях, во время поездок по стране, встреч.
Особые отношения
- Отношения Димаша Ахмедовича и Зухры Шариповны достойны уважения и восхищения, - с теплотой подчеркивает наш собеседник. - Они были наполнены глубоким уважением и заботой друг о друге. Это было безграничное чувство, внимание, поддержка, честность друг перед другом, какая-то тихая и радостная близость. Они много гуляли вместе, разговаривали. В их глазах светились любовь и взаимопонимание.
Зухра Шариповна тоже была невероятно открытым человеком. Спокойно могла поддержать разговор на любую тему. Знала все правила этикета, была дипломатична. Сама вышивала салфетки, скатерти, у Димаша Ахмедовича на отворотах рубашек тоже красоту создавала. Она часто перебирала какие-то вещицы и словно погружалась в воспоминания.
Очень трепетно относилась к религии. Я знаю, что из каждой поездки она привозила Коран. Зухра Шариповна очень любила цветы, и в их доме они были всегда. Ей нравились ромашки и розы. Так же, как и Димаш Ахмедович, она обладала тонким чувством юмора. Вот сейчас вспомнил, что каждый год 7 ноября мы все вместе квасили капусту. Это была наша общая традиция, которую ввела Зухра Шариповна.
Она была заядлой театралкой. Впрочем, в этом их интересы с Димашем Ахмедовичем полностью совпадали. Театр был их любимым местом. Они ходили на все премьеры. Никто из нас никогда не видел, чтобы между ними было какое-то недопонимание, а уж о ссорах я вообще молчу.
Скромный не по заслугам
- Димаш Ахмедович был очень скромным человеком. Профессиональным, честным, порядочным руководителем республики, верным и преданным сыном своего народа. И хотя мы, сотрудники службы охраны, не знали его в партийной работе, но много ездили с ним по всей стране. Он всегда сам контролировал сроки строительных объектов.
Но, знаете, что самое главное? Вся его работа делалась не для собственного благополучия и материального достатка. Димаш Ахмедович никогда об этом не думал. У него из личного имущества не было практически ничего, даже личного автомобиля. На посту первого руководителя одной из крупнейших республик Союза, будучи личным другом главы СССР Леонида Ильича Брежнева, он вышел на пенсию, имея лишь служебную квартиру в Алматы со скромной обстановкой. Я не устану повторять, что главным для этого человека всегда было одно – служение своему народу и идее, в которую он искренне верил всю жизнь.
К слову, квартира, в которой он жил, сейчас является музеем, и ее ежедневно посещают сотни человек. А не это ли показатель того, что люди до сих пор уважают Димаша Ахмедовича и ценят все то, что он сделал для страны? Одевался всегда скромно и сдержанно, без пафоса и излишеств. Накоплений каких-то с Зухрой Шариповной у них тоже не было. Зарплату свою он отдавал в детский дом - я и сам несколько раз увозил туда деньги.
Роковой декабрь
- В те декабрьские дни 1986 года Димаш Ахмедович поблагодарил нас за службу, и после этого мы не виделись с ним долгих четыре года, - вспоминает Сергей Корнеев. - К нему не пускали. Нас вызывали, пытались что-то узнать, спрашивали о чем-то... Нас вывели из штата, потом я работал в радиоразведке, а в 1997 году вышел на пенсию.
Уже в 90-х мы несколько раз виделись с Димашем Ахмедовичем, поздравляли его с днем рождения. Для меня он был и остается настоящим человеком. Человеком, который изменил мое отношение ко многим вещам и научил воспринимать мир по-другому. Все то, чему я научился у него, осталось со мной навсегда. И я благодарен судьбе, что мне довелось лично знать Димаша Ахмедовича и работать с ним.
Каждый год 12 января в день его рождения и 22 августа в день его смерти мы с соратниками собираемся в Музее
Д.А. Кунаева, вспоминаем дорогого нам и всем казахстанцам человека. Я уже заказал корзину цветов для церемонии возложения к его бюсту в городе Алматы. Он навсегда останется в наших сердцах.
P.S. Динмухамед Ахмедович Конаев принадлежит к той плеяде руководителей, чьи дела и мысли составляют национальное достояние. Без него трудно представить нашу республику и ее становление. Путь, пройденный им – это история Казахстана. Сам он писал в своей книге: «Я всегда преданно служил своему народу и всегда остаюсь таким!». Таким он остается для нас и сегодня.
Фото из личного архива Сергея Корнеева и Музея Д.А. Кунаева.
Айгуль ГАБСАТТАРОВА-ЭМ,
Енбекшиказахский район





