Пятница, 22 Ноября 2024

Познавая Абая – познаем себя

Познавая Абая – познаем себя

К 175-летию со дня рождения Абая Кунанбаева

30 мая этого года Президент РК Касым-Жомарт Токаев подписал указ о праздновании этой знаменательной даты. Дорогие читатели любимой газеты «Огни Алатау», примем самое активное участие в пропаганде произведений Абая и литературы о его жизни и творчестве! Пусть это будет конкурс знатоков творчества Абая. Предлагаю вам, дорогие читатели, свое видение творчества великого Абая. Во-первых, Абай Кунанбаев один из самых моих любимейших поэтов. Он заложил литературные традиции, опираясь прежде всего на богатейший фольклор казахов; основоположник казахской письменной литературы, он так и не увидел своей печатной книги. Лишь в 1909 году, спустя пять лет после смерти поэта-просветителя, в Петербурге вышел в свет первый небольшой сборник его стихов. Образ гениального Абая показан в романе-эпопеи «Путь Абая», может кто-то из читателей напишет о нем.

Мне хочется рассказать об эстетическом идеале и поэзии Абая.

Издали зовет,

От души идет

Заставляет нас трепетать,

Он всего острей, он всего быстрей,

Может к месту лань приковать

О, могучий, гибкий язык,

Ты в устах народа велик! («Восьмистишия»).

И ныне, как в прежние времена, звучат эти прекрасные стихи Абая, волнуя наши сердца. Абай – человек необычайно богатой душевной красоты, весь без остатка отдавший свою жизненную энергию и поэтический дар на алтарь всепобеждающим Любви и Красоте в извечной борьбе Добра и Зла.

Абай Кунанбаев появился на литературной арене в период ломки феодальной системы, упалка всех освященных веками социальных морально-этических и эстетических устоев отмирающей общественной формации, когда на смену ей зародился новый уклад, принесенный политикой буржуазно-монархической России. Зазвучал гордый, жизнеутверждающий голос поэта. Он возвестил победу человеческого разума над средневековым миропониманием. Отличительныев черты творчества Абая – светлый гуманизм, животрепещущая поэзия. Это и мировозрение Абая. Они помогли ему по-новому осмыслить морально-этические и эстетические идеалы.

На формирование мировоззрения поэта и гуманиста оказали огромное влияние казахская народная культура, складывавшаяся на протяжении многих столетий, запечатленная в устных и письменных памятниках, и лучшие гуманистические идеалы и традиции многовековой культуры Востока, благодаря которой Абай сумел раскрыть новые грани человеческого бытия; и культура великого русского народа, органически впитавшая в себя классическое наследие Западной Европы. Это все говорит о том, что Абай принадлежит к той когорте великих мужей, которые всю свою созидательную жизнь посвятили познанию культуры других стран и народов, и заботясь о благе своего родного края, стремились найти путь к светлому будущему. Философия его жизни ярко отразилась в его эстетике. Критик Мухамеджан Каратаев пишет: «Могучий дух пушкинской поэзии озаряет все творчество Абая зрелых лет. Понимание высокого назначения поэта, глубокая идейность, богатство мыслей, искренность высоких чувств, патриотизм и народность, изумительная правдивость, высокое совершенство художественной формы – все это составляет неотъемлемые качества и абаевского творчества. Любовь является одним из компонентов абаевской триады идеала - Любовь, Добро, Красота.

Мы видим, что Красота воплощается в природе, а место любви – в трепетном сердце поэта. Забота о чести и верности – вот основа истинной любви у Абая. Абай оберегает любовь от лицемерия и ханжества. Он понимает под словом Любовь трепетное чувство, живительный священный огонь, который согревает человеческое счастье. В своих произведениях Абай чутко относится к этому высокому чувству. Тема любви – одна из главных в его творчестве. Она вобрала в себя все эстетические и художественные особенности его поэзии. Абай раскрывает перед нами самое прекрасное в жизни. И не будь Любви в человеческом сердце, то как бы мы смогли разглядеть и познать красоту жизни!

Любовь для Абая – сущность гуманизма. Проявляется она в сфере гражданского (идеи добра, свободы, равенства, братства) и в сфере интимной. В Любви объединяются Добро и Красота. Добро всегда красиво, всегда красива Любовь, а вместе все это прекрасно. Каждый из компонентов абаевской триады раскрывается на материале жизни, которую поэт так правдиво отображает в своем творчестве.

Абай был первым поэтом степи, уловившим внутреннюю связь между страданием, разумом и творчеством. Глубина помыслов и огонь страдающего сердца – вот истоки поэтического творчества Абая и его вечно живой символ, вот корень поэзии. Говоря о природе прекрасного в его творчестве, невозможно обойти и такой вопрос, как природа человека, так как прекрасное и духовный мир человека взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Абай большое внимание в своем творчестве уделяет внутреннему миру человека и его психологическому состоянию (см. «Слова назидания», 38 слово). Человек в жизни должен любить, трудиться, чувствовать. Природа у Абая «очеловечивается» и поэтому мы воспринимаем ее как бы через призму духовного мира человека. У пейзажа Абая поэтический смысл. Часто у Абая встречаются стихотворения, состоящие из одного лишь описания природы, но и в них, в каждой строчке, ощущается аналогия с жизнью человека, лирическое, человеческое переживание. А из этого возникает тема радости, красоты земли, то есть того идеала прекрасного, каким Абай бы ее хотел видеть.

Упрощение форм, облегчение структуры стиха – свидетельство творческой зрелости поэта. Однако эта простота явилась результатом огромной энергии творческой мысли поэта. Введение в поэтический язык слов казахского языка, прежде считавшихся «непоэтическими», придавало поэзии Абая удивительную свежесть и новизну, в ней звучали живые ритмы народной речи. Крылатые слова и фразы Абая стали подлинным сокровищем казахского народа и предметом пристального изучения литературоведов и лингвистов. В стихах Абая мы ощущаем незабываемую гармонию звуков, красоту слога, «зрительность» образов, глубинную связь стихотворных строк, красоту звучания и удивительно точный подбор слов. Это одна из причин того, что изящные, свободно льющиеся стихи Абая остаются в наших сердцах и умах.

Секрет неувядаемости Абая в его художественной прозорливости. Он подарил нашей литературе новые мысли и новые слова. Он создавал стихи на родном языке, который впитал с молоком матери. Воспитываясь в народной гуще на образах родной поэзии, поэт, конечно, вобрал в себя красоту мысли и чувства казахского фольклора. Он стремится разбудить сердца людей к возвышенному и высокому признанию мира, чтобы сам человек изменился в великом движении от тьмы к свету. Поэтому-то великий поэт первый из своих современников-представителей тюркоязычных народов и народностей поднял знамя национального литературного языка, языка понятного всем, насыщенного мудростью и выразительностью. На этом языке он воспевал вечные символы жизни – любовь, добро, красоту.

Главное содержание эстетического идеала он видел в служении народу. Его эстетический идеал связан с жизнью, Любовь – священный огонь и залог счастья, Добро – внутреннее содержание Любви, Красота – всеохватывающая форма прекрасного. Единство красоты и Любви рождает поэзию, высшую форму эстетического идеала. Я думаю, читатели продолжат разговор.

Марина Хайбулина, г. Уштобе.

Другие новости

Творческий уголок Мастера

Творческий уголок Мастера

В школе-лицее №1 села Узынагаш Жамбылского района...

  18.11.2024   387
У нее – сотни учеников

У нее – сотни учеников

В многонациональном селе Каргалы (пос. Фабричный)...

  11.11.2024   989
Непреходящая любовь к родной земле

Непреходящая любовь к родной земле

Бесагашский сельский округ, расположенный в северн...

  08.11.2024   924
Верность  профессии

Верность профессии

Одним из ветеранов налоговой службы Карасайского р...

  08.11.2024   760
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.