Вторник, 15 Октября 2024

Двери, что всегда открыты

Двери, что всегда открыты

Гостеприимство для казахского народа - сложившаяся вековая традиция. Кочевой образ жизни на широких степных просторах воспитал в народе открытость и взаимопомощь. Эти принципы способствовали созданию уникального комплекса обрядов и обычаев, которые до сих пор являются неотъемлемой частью казахской культуры.
И сегодня, сохраняя и возрождая национальные традиции, которые основываются на принципах доверия, открытости и терпимости, Казахстан поддерживает эту бесценную часть своего наследия. Любой гость, пусть даже незваный, принимается с уважением: ему предлагают пищу и лучшее место в юрте.

Незваный змей

Мы не зря упомянули про незваных гостей. Есть один показательный обычай, связанный с тем случаем, если в дом проникает змея. Обнаружив, ей на голову льют что-нибудь молочное. И как только пресмыкающееся уползает за порог, ее можно убить. Другими словами, даже для недруга собственное жилище у степных народов было безопасным местом. Кстати, «ақ» или белые молочные продукты нельзя было выбрасывать, а выливать позволялось лишь в таких исключительных случаях.
Визит гостей - это не просто обычай, а целый ритуал, в котором каждое действие имеет свой смысл. Вообще, интересно, что случаи, когда хозяин не угощает гостя, вовсе не рассматриваются. Для степняка это невозможная, вопиющая ситуация. Но, даже если хозяин не должным образом угостит («қонақасы») пришедшего к нему, то его могут оштрафовать, а в качестве уплаты за неуважение забрать лошадь или верблюда. 
Одна из уникальных традиций - это когда близкие или друзья гостя также приходят вместе с ним. Предосудительного хозяин дома в этом ничего не видит и даже радуется, более того – иногда специально зовет вместе с приглашенным аксакалом молодых людей для «бармағын жалауға» (чтобы разделить трапезу гостя). 
Не менее интересен обычай «деңгене» или «сірне», когда молодые люди могут запросто прийти к состоятельному человеку. В ответ хозяин должен приготовить жирного барана, а жигиты обязаны съесть все мясо и выпить сорпу. Ну, а если желудки не справляются с таким объемом, то молодые и дерзкие возмещают ущерб в двойном размере. На юге Казахстана, скорее всего, из-за жаркого климата «деңгене» существует в другом значении: несколько семей по очереди режут скот, и чтобы мясо не портилось, делят его. 
«Қазан шегелеу» - это традиция, основанная на юморе и дружеских отношениях, когда пришедшие предлагают свои услуги для починки казана. Шутка тут же принимается с ответом: «Хорошо, что догадались сами, а то мы собрались искать мастера, который починил бы наш казан». За теплым приемом, конечно же, следует угощение. 

Расставание со вкусом «Көже»

Есть свои особенности и при прощании с гостем. Так, о цели визита спрашивают лишь спустя два-три дня, при этом учитывается еще и желание визитера - «бұйымтай». И хозяин считает обязанностью выполнить просьбу, если, конечно, она реалистична.
С расставанием связан большой комплекс уникальных ритуалов. Так, «айрылысар көже» (прощальное угощение) - это целое событие, символизирующее уважение и теплые чувства между соседями, которые вместе пережили зиму или лето на одном месте. Перед расставанием устраивается встреча, на которой готовят «көже», накрывают богатый стол. Это время, когда соседи благодарят друг друга за совместно проведенное время, выражают надежду на будущие встречи и желают благополучия. 
«Ауыз тию» (букв. – «пригубить») - это традиция, которая выполняется перед длительным путешествием, отъездом на лечение, учебу, в начале важного, ответственного дела. Уезжающий ищет благословения у почитаемого человека, считая, что добрые пожелания и напутствия принесут удачу. Если же гость поспевает к дастархану, то согласно казахским традициям, вы должны принять участие в «ауыз тию». При отказе от трапезы казахи с юмором говорили, что тогда по примете или муж, или жена бросит семью. 

Искусство уважения

Стоит рассказать и еще о нескольких правилах домашнего быта. Так, когда мужчины отправлялись на той, женщины устраивали и для себя небольшое пиршество. Вкусная еда, пение, душевные беседы приправлялись вкусным вареным мясом и чаем в самоварах. Назывались такие женские посиделки «абысын асы» (абысын – жены братьев по отношению друг другу, ас – угощение).
Отдельно упомянем и об особом отношении к старшему поколению. С этим связана целая череда обычаев, упомянем лишь об одном. 
«Белкөтерер» – угощение для пожилых, нуждающихся в особом уходе. Для них готовятся казы, сливочное масло, жент, кумыс, иримшик, мед и другие питательные и мягкие продукты. К этому акту заботы присоединяются дети, соседи, близкие люди, которые и приносят эти блюда. В благодарность пожилые люди отвечают благословением - «бата». 
Традиция «емге сұрау» связана с верой в исцеление - просят о предоставлении определенных продуктов или вещей, необходимых для выздоровления. Отказ в таком случае считается недопустимым.
Ну и, конечно, в степи всегда радовались новым людям, если они приходили с миром. «Ерулік» подразумевает приглашение новоселов в гости с целью их скорейшей адаптации. Помогали соседям в бытовом плане, например, дровами или питьевой водой, тем, чем не успевали обжиться в первое время.
Проникая в каждый аспект повседневной жизни Великой Степи, эти обычаи несли в себе глубокий смысл уважения, взаимопомощи и поддержки. Традиции казахского народа - живой пример того, как можно строить отношения на основе щедрости, общения и доброты, делая наш мир лучше.

Александр ПОПОВ

Другие новости

На пути к творческому признанию

На пути к творческому признанию

Завершился областной этап конкурса «Ақберен», кото...

  14.10.2024   101
Сохраняя наследие народа  Великой степи

Сохраняя наследие народа Великой степи

Масштабные мероприятия в рамках Дней культуры прош...

  14.10.2024   92
Каргалинская диадема как новый бренд

Каргалинская диадема как новый бренд

Знаете ли вы, что в Алматинской области был найден...

  11.10.2024   903
Творческие высоты  «Іле өңірі - Іле вадиси»

Творческие высоты «Іле өңірі - Іле вадиси»

Отмеряя хронометраж истории, на протяжении 90 лет...

  04.10.2024   485
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.