Время выбора
В рамках программы «Рухани жаңғыру» на 14-ом Международном кинофестивале имени Шакена Айманова в Алматы в программе «Здесь мы живем» были представлены художественные фильмы «Шыңырау» режиссера Жанабека Жетируова и «Балуан Шолақ» режиссера Нургельды Садыгулова, главные роли в которых сыграли уроженцы Алматинской области, известные казахские актеры теат-ра и кино Алдабек Шалбаев и Еркебулан Дайыров.
Наедине с Вечностью
Кинокартина Жанабека Жетируова, снятая по повести народного писателя Казахстана, бывшего Государственного секретаря РК Абиша Кекильбаева «Колодец», рассказывает историю колодцекопателя Енсепа (Алдабек Шалбаев) и описывает проблемы, важные для жизни многих людей: соперничество, гордыня, любовь, дружба, предательство.
Действие в киноленте происходит в ХIХ веке, есть тут и родоплеменные отношения (миграция на Устюрт каракалпаков) и два бая-антипода: благородный и жадный. Но чем дальше развивается кинодействие, тем быстрее все это отходит на задний план. В фильме практически представлено всего два героя: Енсеп и вечная Мать-Природа, с которой у него установлены доверительные отношения.
События киноповествования разворачиваются на Мангистау – о нем и раньше снимали кинополотна: «Суржекей – ангел смерти» (1991) и «Кек» (2006) режиссера Дамира Манабаева. Но именно в фильме Жетируова впервые показана удивительная красота природы Мангыстау и побережья Каспийского моря – этому в немалой степени способствует прекрасная работа узбекского оператора Рифката Ибрагимова. И, конечно, это огромная внутренняя харизма героя Алдабека Шалбаева, на которой держится вся кинокартина. Этот человек – плоть от плоти земной, прекрасно чувствующий ее «внутренний голос», одинаково хорошо понимающий и скудную родную степь, и грозно-прекрасное море. И его гибель в очередном колодце, куда прорвалась подпочвенная морская вода – это не несчастный случай, а закономерный уход в Вечность, чтобы раствориться в природе и стать одной из мириадов ее молекул, из которых состоит все сущее на Земле.
Человек из железа
Фильм Нургельды Садыгулова, снятый по сценарию известного казахского писателя Дулата Исабекова, рассказывает о подвиге Нурмагамбета Баймурзаулы, известного как Балуан Шолак (Еркебулан Дайыров) – одного из последних представителей казахских «сал-серi» (поэт, композитор, рассказчик, батыр), совершенного им в трудный период истории народа, когда царское правительство в принудительном порядке начало направлять на казахские земли русских переселенцев из Центральной России.
Вступившись за права своих соотечественников, Балуан Шолак становится изгоем в глазах властьимущих, но не народа – даже среди его недоброжелателей не нашлось негодяя, согласного за деньги (пусть и большие) убить батыра, победившего заезжего российского любителя профессиональной борьбы и поднявшего за один подход 640 килограммов.
Чтобы освободить своих родственников из тюрьмы и вернуть отобранные земли, Балуан Шолак похищает дочь губернатора Кокчетава (Виталий Багрянцев), выпускницу Омской семинарии Татьяну (Альбина Шардарова). Три дня, которые они провели вместе, перипетии всех хитросплетений переговоров и составляют основной сюжет киноповествования. Обаяние, честность и уверенность в своей правоте Балуана Шолака были такими, что когда в конце фильма губернатор, нарушив соглашение, отдает приказ расстрелять батыра и его родных, именно Татьяна бросается на их защиту и получает пулю, предназначенную Нурмагамбету.
Тогда, в 1886 году, Балуан выиграл свой психологический поединок с властью, которая не смогла ни сломить, ни согнуть его. Чего только стоит эпизод, когда на сторону подрасстрельных людей переходят под дула винтовок солдат и войсковой старшина, сорвавший с плеч эполеты и бросивший под ноги губернатору подаренную саблю, и бай и его нукеры, и переводчик-толмач: в момент Истины единая кровь оказалась сильней царских почестей... А след самого Балуана Шолака затеряется в 1919 году, в горниле Гражданской войны...
Андрей ЧЕРНЕНКО