Качественное общение взрослых с детьми, как фактор полноценного развития психики
Терпиловская Марина Владимировна, семейный, детский,
практический психолог, почти 30 лет проработала в школе-гимназии № 14. Сейчас ведет прием взрослых, детей, семейных пар в Медицинском центре «Нур – Авиценум». Палитра вопросов, с которыми к ней приходят жители города, области огромна, от курьезных, до трагических.
Ее профессиональная деятельность уникальна – будучи в большей степени психолого-педагогическим специалистом, она находится на междисциплинарном стыке трех огромных дисциплин – медицины, психологии и педагогики. Достаточно часто выявляет истоки заболеваний детей, взрослых, имеющих основу в нарушенных межличностных отношениях различного уровня. Имеет глубокое представление о проблемах наших школ и степени их влияния не только на судьбу ребенка, но и на его здоровье.
Современный мир настолько хрупок, беззащитен, уязвим на уровне каждой конкретной семьи, что невольно автоматически и молниеносно отзеркаливает все преобразования социума. И только по прошествии значительного времени общество способно оценить и понять истинную динамику изменений - позитивную или негативную. А процесс воспитания и развития детей всегда был взаимозависимым отражением всех социальных проблем. С прискорбием приходится отмечать, что фактически возникает реальная вероятность того, что скоро значительно увеличится количество коррекционных школ, (а не просто классов коррекции!). Причем основной контингент составят дети с хорошим потенциалом, но не получившие должного развития в нужный период. И тому есть целый ряд причин ...
К сожалению, большинство современных родителей в воспитании детей придерживаются двух противоположных крайностей. Первые – с повышенной тревожностью, с пеленок записывают своих чад во всевозможные «развивайки», обучают языкам, ментальной математике, шахматам, отправляют в большой спорт. В результате неоправданных перегрузок истощается нервная система утомленных детей, они делаются безинициативными и апатичными, тупо выполняющими волю родителей, удовлетворяя амбиции взрослых. Вторые, и их большинство – оправдывают свое невнимание к нуждам детей отсутствием средств, времени, стечением обстоятельств и т.д. В то время как сами каждую свободную минутку погружаются в просмотр бесконечных сериалов, бесцельное перелистывание новостных лент социальных сетей. Во многих семьях процветает фаббинг, т.е. появляется непреодолимое желание у взрослых и детей отвлечься от происходящих событий и окунуться в мир интернета. Этим действием демонстрируется пренебрежительное отношение к собеседнику, когда прервав разговор, родители, забыв обо всем переключаются на телефон.[3] Вернувшись с работы многие папы и мамы, потрудившись на благо семейного бюджета, заваливаются на диван с чувством выполненного долга, предоставляя детям возможность позаботиться о себе самим – приготовить еду, убрать в доме, занять себя чем – то. Согласна, отдохнуть тоже надо!
Но(!), ограниченное по времени и по содержанию общение с родителями наносит колоссальный, невосполнимый ущерб психическому здоровью детей!
Формирование психики ребенка происходит под влиянием многих факторов, чередованием стабильных и критических, чувствительных (сензитивных) периодов. То, что не было заложено, развито, сформировано в нужное время, не восполнится в полном объеме НИКОГДА! Не требует доказательств, влияния фактического качества жизни ребенка в раннем детстве на его дальнейшую жизнь, образованность, его судьбу, способность достигать поставленных целей и т.д.
За короткий срок, с рождения и до школы - 7 лет, организм детей претерпевает колоссальные анатомические изменения, созревают участки коры больших полушарий, отвечающие за познавательные процессы, формирование собственных нравственных оснований. Это уникальнейшее время, предопределяющее - каким будет человек – добрым или злым, умным или глупым, чутким или равнодушным, волевым или безответственным...
Именно в это время ребенок отчаянно нуждается в том, чтобы рядом с ним был ВЗРОСЛЫЙ, сопровождающий, оберегающий, развивающий. Поэтому особенно больно наблюдать картину, когда с пеленок родители вручают своим малюткам гаджеты и гордятся их умением ими пользоваться. У детей не развивается речь, не стимулируется формирование лобных долей, значит, автоматически будут проблемы со второй сигнальной системой - письменной речью. Так какие репетиторы смогут восполнить то, что не было создано? Отсутствие базовых навыков, умений и знаний, не удовлетворительная реализация ведущей деятельности, возрастных новообразований приводят к торможению развития психики, задержке умственного развития. Уже сейчас многие взрослые заняты поиском специалистов способных откорректировать познавательно – волевые процессы своих детей. В таком масштабе, что количество развивающих центров в ближайшем будущем превзойдет количество аптек!
Никакие нянечки, воспитательницы, наставники не смогут ребенку дать то, что дают ему МАМА и ПАПА! Поэтому надо не развлекать, а развивать ребенка!
Известно, что одно из самых опасных эмоциональных состояний – скука – это дефицит действий и впечатлений. Самый быстрый и доступный способ развлечь малыша – дать ему в руки телефон. Взращенные на игровых ярких спецэффектах школьники будут скучать на уроках от обычных упражнений – многократно повторяемых. Им ничего не интересно, ни аниматоры на праздниках, ни сказки, ни живое общение со сверстниками. Нетренированный мозг будет все воспринимать как скучную обязанность: и выполнение домашних заданий – чтение, письмо и т.д., и элементарные действия по наведению порядка в доме. Ученики раздражаются, их возмущает отвлечение от игр – мозг привык быстро, не напрягаясь получать гормоны радости и счастья – серотонин, дофамин. Развивается потребность в постоянном празднике – получении все более ярких впечатлений и в большем объеме. А какой родитель сможет это предоставить своим детям в повседневной жизни?
К сожалению, современные дети в большинстве своем, сразу получают все, что хотят и когда хотят. Один только фактор – не сформированная иерархия сложного соподчинения потребностей приводит к тому, что нет эффекта «отложенной радости» - нет предвкушения от достижения долгосрочной цели.
Ребенок не слышит «НЕТ». Родители приучили его мозг получать то, что он хочет сразу. Хочешь новый телефон – пожалуйста! Хочешь новую модную вещь – да, конечно – же! Чем ты хуже других! Родители спешат сразу сделать своих детей счастливыми. Но именно это сделает их уязвимыми, несчастными в будущем, когда дети наверняка столкнутся с тем, что их сиюминутные хотелки никто не выполняет, а сами достичь желаемого не смогут.
Умение отложить удовлетворение своих потребностей является одним из основных фактором достижения жизненного успеха, это означает способность адекватно действовать в условиях стресса. Беспомощные, инфантильные взрослые - это избалованные дети, не подготовленные к преодолению ситуаций даже с незначительными проблемами. И насколько они будут успешны, конкурентноспособны по жизни?
Нередко приходят на прием родители «детей» до тридцати лет. Умоляют что-то сделать с их детьми, которые погружены в апатию – им ничего не хочется – ни работать, ни содержать семью, родителей, ни создавать свою семью. В каждом конкретном случае это – трагедия: инфантильное чадо целый день лежит на диване, уже даже не играет, не смотрит кино – надоело, и ничего ему не хочется. А если появляется мысль чем-то заняться реальным – тут же настает разочарование, страх перед переменами, еще не сделав первый шаг – человек сдается. Опять же, нет настойчивости и опыта в достижении успеха, преодолении реальных трудностей, получения удовлетворения от радости победы над собой, от достигнутого.
Отсюда еще одна социальная проблема – неумение, нежелание молодых трудиться, что-то создавать руками. Ее истоки - в не достаточно оснащенных школьных кабинетах труда (технологии) и в отсутствии учебно-производственных комбинатов (УПК). С пятого класса увеличивается потребность межличностного общения со сверстниками, и как лучший вариант – в совместной деятельности. В школьных мастерских не только формируются навыки бытового самообслуживания, но и создается естественная среда развития детской коммуникации, эмоционально-волевых ресурсов. И конечно, это ведет к более качественной профориентации, помогает понять детям то, чем хочется заниматься по окончании школы. Это благоприятнейшее время творить, создавать, общаться! И оно бездарно теряется! Понятно, что мальчики, плетущие макраме, вышивающие бисером салфетки, не пожелают в будущем работать на станках или стать военным. Какой психолог, и какими профориентационными тестами выявит то, что не было заложено?
И еще один аспект с печальными последствиями. Современные дети перестали рисовать! Первоклассники не могут нарисовать человека со всеми главными признаками, в крайнем случае, изображают его схематично! В силу того, что рисунок расценивается как детская речь, ученые доказали - умеющий рисовать ребенок быстрее учится писать, читать, у него снимаются эмоциональные блоки. В творчестве он выражает свое отношение к действительности, можно понять его эмоционально-смысловое восприятие и им управлять, корректировать.
Освоение графических дизайнерских программ не отменяют необходимости рисовать красками, карандашами, пальчиками, лепить из пластилина, делать поделки, т. е. заниматься реальным творчеством, для которого в интернете можно найти множество идей!
Но родители приходят в ужас от мысли о том, что их чадо вдруг разрисует дорогие обои, разольет краски на дорогой ковер, залепит пластилином дорогую мебель. Проще дать телефон – «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало».
Это только часть проблем, влекущие неблагоприятные последствия для человека, для общества. Верхушка айсберга. На самом деле их гораздо больше - по отдельности и в совокупности ограничивающие наши надежды на позитивный прогноз.
В то же время, как говорил Фредерик Дуглас «Легче растить сильных детей, чем потом ремонтировать сломанных взрослых».
Настало время действовать, сделав правильные выводы…
Терпиловская Марина Владимировна,
семейный, детский, практический психолог
Медицинский Центр «Нур-Авиценум»,
г. Талдыкорган, Казахстан.
E-mail: marinater@yandex.ru
Научный руководитель:
Крайсман Владимир Антонович,
кандидат медицинских наук
директор Медицинского Центра «Нур-Авиценум»
г. Талдыкорган, Казахстан.